Безусловно, есть. Оно появилось позже и не только впитало в себя заокеанский опыт, но и обрело некие национальные особенности.
Если считать военно-приключенческий четырехсерийный фильм "Вызываем огонь на себя" (1964) первым отечественным сериалом, то можно говорить о грядущем полувековом юбилее. Это уже потом были "Угрюм-река", "Тени исчезают в полдень" и "Семнадцать мгновений весны".
Взлеты и падения
В 1971 году зрители, замирая, смотрели первый в СССР зарубежный сериал "Сага о Форсайтах". Но настоящий сериальный бум начался в перестроечные годы, когда телевизионный эфир заполнило сначала латиноамериканское "мыло", а потом и штатовский ширпотреб. "Рабыня Изаура", "Дикая Роза", "Санта Барбара" - кто из зрителей категории "35+" не помнит этих названий?
Вслед за тем пришел черед российского производителя. "Улицы разбитых фонарей", "Каменская", "Агент национальной безопасности"… Это был настоящий "девятый вал".
Рынок российских сериалов рос-рос-рос... А где-то к рубежу тысячелетий начал пробуксовывать. Вдруг стало очевидным, что количество не перерастает в качество. В критических статьях российский сериал стал характеризоваться "зрелищем для тупых" и прочими нелестными словосочетаниями.
Новую эпоху в его истории ознаменовал "Идиот" по Достоевскому. Вышедший в 2003-м, он повлек за собой целую череду многосерийных экранизаций классики и в принципе подверг сомнению устоявшуюся сериальную формулу "дешево, но сердито". Сериал этот - по российским меркам - был дорогостоящим. Его ставил режиссер большого кино, почти все роли играли выдающиеся актеры.
Сериальный взлет - в смысле качества продукта - изрядно подкосил кризис 2008 года. Планка бюджетов, прежде постоянно поднимающаяся, замерла на месте.
Зато произошел своеобразный раздел сфер влияния между главными каналами страны. Тратить деньги на сериал, как две капли воды похожий на проект конкурирующего канала, лишь для того, чтобы отнять у него зрителя, стало неумным. И теперь все знают, что НТВ показывает незамысловатые, но любимые народом ментовско-бандитские боевики, ТНТ и СТС - ситкомы и семейные комедии. "Россия 1" - мелодрамы, изредка чередуемые большими экранизациями классики. А "Первый" склонен к биографическим и социальным драмам, а также к адаптациям популярных западных форматов.
Почувствуйте разницу
Но до сих пор бюджеты российских сериалов в среднем значительно ниже американских. Самые дорогие наши проекты обходятся в 600-700 тысяч долларов за серию. В основном же суммы вертятся в районе 100-150 тысяч. И вот характерный пример. Один эпизод лицензионного ситкома "Моя прекрасная няня" стоил нашим продюсерам примерно 100 тысяч долларов. Американцы же, у которых мы купили данный формат, раскошеливались на сумму в 13 (!) раз больше.
Суммы могли бы быть позначительнее и у нас, но рынок сериальной продукции до сих пор не имеет четких законов. Понятно, что каналы-покупатели стараются сбить цены на приобретаемые сериалы, а производящие компании, наоборот, завысить их. Хорошо, когда сериалы снимаются под конкретный заказ телеканала. А если самостоятельно, на свой страх и риск? Между прочим, от той же "Ликвидации" из-за ее дороговизны отказались несколько каналов, прежде чем она появилась на "России" с ее огромными бюджетными деньгами.
После кризиса 2008-го телеканалы стали дружно сбивать закупочные цены. Тогда продюсерские компании резко снизили количество производимого товара. Вещатели очень скоро почувствовали дефицит и попытались компенсировать его за счет зарубежной продукции. Но зритель уже привык к своему, родному. Пришлось закупщикам пойти на попятную.
Ну и, для сравнения, суммы, которые в 2008-м, до наступления кризиса, платили телеканалы производителям за один час показа сериала: РЕН-ТВ - 90-120 тысяч долларов, СТС и ТНТ - 200-250 тысяч, НТВ - 300 тысяч, Первый канал и "Россия" - 500-600 тысяч долларов.
Понятно, что производителю его товар должен был обходиться дешевле. Жить-то на что-то надо…
Программирование показа качественных сериалов на американских каналах строится по вертикальному принципу. Там один раз в неделю в строго определенный день показывают новую серию конкретного проекта. Таким образом, зритель каждый день видит премьерные серии разных сериалов. Из всего этого количества один наверняка понравится.
У нас программирование строится по горизонтальному принципу. День за днем показывают один и тот же сериал. И если уж он тебе не понравился, значит, на все время его показа ты уходишь на другой канал.
"Первый" пытался ввести "вертикаль" - не прижилось.
И еще. У нас до сих пор практикуется оплата не за весь продукт, а почасовая. То есть чем длиннее сериал, тем больше денег получит производитель. Отсюда и пресловутая затянутость наших шедевров".
Мышеловка для актеров
Сериалы - школа жизни для актеров. Школа разная. Юные выпускники театральных вузов просто мечтают попасть в какой-нибудь сериал. Понять их можно. Во-первых, сериалы, особенно длинные, - это гарантированный заработок на многие месяцы. Не тратя силы на выматывающие репетиции, на оттачивание реплик и движений, в считанные дни можно прославиться на всю страну. Но есть нюанс. График актерской работы в большинстве сериалов подстроен под звезд. Как, собственно, и в большом кино. Конечно, "Место встречи изменить нельзя" язык не повернется назвать сериалом, но хорошо известно, что работа практически всей съемочной группы зависела от Высоцкого, от времени его спектаклей, концертов, поездок в Париж и т.д. В российских сериалах подобный диктат могут позволить себя полдюжины актеров. Начинающие же исполнители изо дня в день проводят на площадке по 10-12 часов, часто ради двухминутного эпизода. То есть совмещать эту работу с какой-либо другой возможности у них нет. Но чего не сделаешь ради славы!
Однако постоянные съемки в сериалах негативно сказываются на профессионализме. Специфика отрасли в большинстве случаев не требует от актеров глубины. Рассчитанная на широкую и невзыскательную публику продукция и исполнения требует соответствующего: простого, как мычание. Есть десятки актеров, ставших знаменитыми своими сериальными ролями, но потерпевшими полное фиаско в большом кино.
Разумеется, снимаются в сериалах и серьезные актеры. Не таков ли Хью Лори в "Докторе Хаусе"? А наш Миронов в "Идиоте"? Но исполнители подобного уровня очень тщательно относятся к предлагаемому им драматургическому материалу и соглашаются на него только в тех случаях, когда все - сценарий, режиссура, второстепенные персонажи - будут играть только на них.
Есть среди больших актеров и такие, кто принципиально не снимается в сериалах, боясь "запачкаться". Но их становится все меньше. Все-таки сегодня именно телевизионный продукт позволяет заработать неплохие деньги.
Кстати, о деньгах. Начинающие исполнители, утвержденные на главные роли, могут заработать от 200 до 600 долларов за смену в зависимости от бюджета проекта. Стандартный "восьмисерийник" может быть снят где-то за 50 смен. Вот и считайте. Известные же исполнители вправе рассчитывать на три-пять тысяч за смену. Ну а звезды уровня Безрукова или Машкова могут потребовать по 12-15 и более тысяч долларов. В таких проектах основная часть бюджета как раз на гонорар звезд и уходит.
На заметку Из книги рекордов Гиннесса
Нам еще очень далеко до заокеанских сериальных достижений. Так, американец Аарон Спеллинг начиная с 1956 года спродюсировал в общей сложности 3842 серии различных сериалов. Среди них "Ангелы Чарли", "Династия" и "Беверли-Хиллз 90210". Если бы все его проекты были показаны один за другим, зрелище длилось бы 128 дней.