Главная Культура 08:03 22 Ноября 2012 213
Национальные особенности нашего сериала

На ведущих каналах страны этот вид телевизионного продукта составляет более 50% эфира. А есть ли у отечественного сериального производства отличия от западного? 

Сергей Беднов

Безусловно, есть. Оно появилось позже и не только впитало в себя заокеанский опыт, но и обрело некие национальные особенности.

Если считать военно-приключенческий четырехсерийный фильм "Вызываем огонь на себя" (1964) первым отечественным сериалом, то можно говорить о грядущем полувековом юбилее. Это уже потом были "Угрюм-река", "Тени исчезают в полдень" и "Семнадцать мгновений весны".

Взлеты и падения

В 1971 году зрители, замирая, смотрели первый в СССР зарубежный сериал "Сага о Форсайтах". Но настоящий сериальный бум начался в перестроечные годы, когда телевизионный эфир заполнило сначала латиноамериканское "мыло", а потом и штатовский ширпотреб. "Рабыня Изаура", "Дикая Роза", "Санта Барбара" - кто из зрителей категории "35+" не помнит этих названий?

Вслед за тем пришел черед российского производителя. "Улицы разбитых фонарей", "Каменская", "Агент национальной безопасности"… Это был настоящий "девятый вал".

Рынок российских сериалов рос-рос-рос... А где-то к рубежу тысячелетий начал пробуксовывать. Вдруг стало очевидным, что количество не перерастает в качество. В критических статьях российский сериал стал характеризоваться "зрелищем для тупых" и прочими нелестными словосочетаниями.

Новую эпоху в его истории ознаменовал "Идиот" по Достоевскому. Вышедший в 2003-м, он повлек за собой целую череду многосерийных экранизаций классики и в принципе подверг сомнению устоявшуюся сериальную формулу "дешево, но сердито". Сериал этот - по российским меркам - был дорогостоящим. Его ставил режиссер большого кино, почти все роли играли выдающиеся актеры.

Сериальный взлет - в смысле качества продукта - изрядно подкосил кризис 2008 года. Планка бюджетов, прежде постоянно поднимающаяся, замерла на месте.

Зато произошел своеобразный раздел сфер влияния между главными каналами страны. Тратить деньги на сериал, как две капли воды похожий на проект конкурирующего канала, лишь для того, чтобы отнять у него зрителя, стало неумным. И теперь все знают, что НТВ показывает незамысловатые, но любимые народом ментовско-бандитские боевики, ТНТ и СТС - ситкомы и семейные комедии. "Россия 1" - мелодрамы, изредка чередуемые большими экранизациями классики. А "Первый" склонен к биографическим и социальным драмам, а также к адаптациям популярных западных форматов.

Почувствуйте разницу

Но до сих пор бюджеты российских сериалов в среднем значительно ниже американских. Самые дорогие наши проекты обходятся в 600-700 тысяч долларов за серию. В основном же суммы вертятся в районе 100-150 тысяч. И вот характерный пример. Один эпизод лицензионного ситкома "Моя прекрасная няня" стоил нашим продюсерам примерно 100 тысяч долларов. Американцы же, у которых мы купили данный формат, раскошеливались на сумму в 13 (!) раз больше.

Суммы могли бы быть позначительнее и у нас, но рынок сериальной продукции до сих пор не имеет четких законов. Понятно, что каналы-покупатели стараются сбить цены на приобретаемые сериалы, а производящие компании, наоборот, завысить их. Хорошо, когда сериалы снимаются под конкретный заказ телеканала. А если самостоятельно, на свой страх и риск? Между прочим, от той же "Ликвидации" из-за ее дороговизны отказались несколько каналов, прежде чем она появилась на "России" с ее огромными бюджетными деньгами.

После кризиса 2008-го телеканалы стали дружно сбивать закупочные цены. Тогда продюсерские компании резко снизили количество производимого товара. Вещатели очень скоро почувствовали дефицит и попытались компенсировать его за счет зарубежной продукции. Но зритель уже привык к своему, родному. Пришлось закупщикам пойти на попятную.

Ну и, для сравнения, суммы, которые в 2008-м, до наступления кризиса, платили телеканалы производителям за один час показа сериала: РЕН-ТВ - 90-120 тысяч долларов, СТС и ТНТ - 200-250 тысяч, НТВ - 300 тысяч, Первый канал и "Россия" - 500-600 тысяч долларов.

Понятно, что производителю его товар должен был обходиться дешевле. Жить-то на что-то надо…

Программирование показа качественных сериалов на американских каналах строится по вертикальному принципу. Там один раз в неделю в строго определенный день показывают новую серию конкретного проекта. Таким образом, зритель каждый день видит премьерные серии разных сериалов. Из всего этого количества один наверняка понравится.

У нас программирование строится по горизонтальному принципу. День за днем показывают один и тот же сериал. И если уж он тебе не понравился, значит, на все время его показа ты уходишь на другой канал.

"Первый" пытался ввести "вертикаль" - не прижилось.

И еще. У нас до сих пор практикуется оплата не за весь продукт, а почасовая. То есть чем длиннее сериал, тем больше денег получит производитель. Отсюда и пресловутая затянутость наших шедевров".

Мышеловка для актеров

Сериалы - школа жизни для актеров. Школа разная. Юные выпускники театральных вузов просто мечтают попасть в какой-нибудь сериал. Понять их можно. Во-первых, сериалы, особенно длинные, - это гарантированный заработок на многие месяцы. Не тратя силы на выматывающие репетиции, на оттачивание реплик и движений, в считанные дни можно прославиться на всю страну. Но есть нюанс. График актерской работы в большинстве сериалов подстроен под звезд. Как, собственно, и в большом кино. Конечно, "Место встречи изменить нельзя" язык не повернется назвать сериалом, но хорошо известно, что работа практически всей съемочной группы зависела от Высоцкого, от времени его спектаклей, концертов, поездок в Париж и т.д. В российских сериалах подобный диктат могут позволить себя полдюжины актеров. Начинающие же исполнители изо дня в день проводят на площадке по 10-12 часов, часто ради двухминутного эпизода. То есть совмещать эту работу с какой-либо другой возможности у них нет. Но чего не сделаешь ради славы!

Однако постоянные съемки в сериалах негативно сказываются на профессионализме. Специфика отрасли в большинстве случаев не требует от актеров глубины. Рассчитанная на широкую и невзыскательную публику продукция и исполнения требует соответствующего: простого, как мычание. Есть десятки актеров, ставших знаменитыми своими сериальными ролями, но потерпевшими полное фиаско в большом кино.

Разумеется, снимаются в сериалах и серьезные актеры. Не таков ли Хью Лори в "Докторе Хаусе"? А наш Миронов в "Идиоте"? Но исполнители подобного уровня очень тщательно относятся к предлагаемому им драматургическому материалу и соглашаются на него только в тех случаях, когда все - сценарий, режиссура, второстепенные персонажи - будут играть только на них.

Есть среди больших актеров и такие, кто принципиально не снимается в сериалах, боясь "запачкаться". Но их становится все меньше. Все-таки сегодня именно телевизионный продукт позволяет заработать неплохие деньги.

Кстати, о деньгах. Начинающие исполнители, утвержденные на главные роли, могут заработать от 200 до 600 долларов за смену в зависимости от бюджета проекта. Стандартный "восьмисерийник" может быть снят где-то за 50 смен. Вот и считайте. Известные же исполнители вправе рассчитывать на три-пять тысяч за смену. Ну а звезды уровня Безрукова или Машкова могут потребовать по 12-15 и более тысяч долларов. В таких проектах основная часть бюджета как раз на гонорар звезд и уходит.

На заметку Из книги рекордов Гиннесса

Нам еще очень далеко до заокеанских сериальных достижений. Так, американец Аарон Спеллинг начиная с 1956 года спродюсировал в общей сложности 3842 серии различных сериалов. Среди них "Ангелы Чарли", "Династия" и "Беверли-Хиллз 90210". Если бы все его проекты были показаны один за другим, зрелище длилось бы 128 дней.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 25633
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5637
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5521
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?