Наши сериалы могут исчезнуть из эфира украинских каналов. И дело отнюдь не в политике. Просто крупнейшим украинским медиахолдингам так же нечем платить за российскую продукцию для голубого экрана, как их правительству за голубое топливо для страны.
Вещание российских каналов на территории Украины прекращено по известным (политическим) причинам. Но это вовсе не значит, что ведущие киевские каналы не показывают произведенные у нас сериалы. Еще как показывают, причем в вечернее — самое лакомое — время. И хотя ряд тамошних политиков призвал телевизионных начальников избавиться хотя бы от произведений, так сказать, пропагандистского характера (к каковым относятся военные боевики и криминальные сериалы про доблестных сотрудников спецслужб), на их слова откликнулась пока только Группа «1 + 1 медиа». Остальные затаились.
На самом деле вещательную политику каналов и их взаимоотношения с зарубежными партнерами определяют не пламенные речи депутатов, а интересы владельцев. Сотрудники журнала «Forbes-Украина» провели доскональное расследование и выявили: украинские телеканалы не готовы разом отказаться от сериалов российского производства. При том, что их закупка весьма... нерентабельна!
Вот какие цифры приводит директор рекламного агентства Vizeum Константин Стрюков. За одну серию российского сериала украинские вещатели платят 70-120 тысяч долларов. В то время как студиям она обходится в 50-100 тысяч долларов. То есть производители «отбивают» свои затраты только за счет Украины! А показ в российском эфире и продажа прав в Белоруссию и Казахстан вообще оборачиваются чистой прибылью. Уточним: речь идет не только о художественных сериалах, но и о таких программах, как Comedy Club, «Наша Russia», «Дом-2», Comedy Women.
Может быть, украинским вещателям удается компенсировать издержки за счет продажи рекламного времени? Нет, по утверждению киевских знатоков телерынка, доход от рекламы в рейтинговых сериалах ведущих украинских каналов составлял от 30 до 40 тысяч долларов (с учетом всевозможных скидок) за 12 минут рекламы, показанной в прайм-тайм. То есть меньше, чем стоит одна серия.
Зачем же покупать товар себе в убыток? Почему бы, например, не переориентироваться на западные сериалы, высоко оцененные критикой во всем мире и получившие множество престижных наград? Они обошлись бы в несколько раз дешевле — по 10-15 тысяч за серию.
Но в том-то и дело, что за последние 15 лет украинский зритель плотно подсел на иглу российского телевизионного контента. Чем больше ему показывали сериалов и программ, произведенных соседом, тем большего их количества он требовал. Соответственно, и аппетиты российских продакшн-студий все время росли. А вот качественные западные сериалы украинской аудиторией всегда были менее востребованы. И показывают их, как и в России, по ночам.
В последние месяцы ситуация в данном сегменте телевизионного рынка по многим причинам все больше напоминает критическую. Во-первых, расчеты с российскими производителями производятся в долларовом эквиваленте. А курс гривны по отношению к американской валюте упал чуть ли не на 40%. Помимо этого, в силу экономического кризиса резко уменьшилось количество рекламы. Наполняемость блоков сократилась едва ли не вдвое. Кажется, что момент, когда телеканалам за российский контент просто нечем будет платить, вот-вот наступит...
Но практически все уверены, что российские правообладатели телевизионного контента (в отличие от газовиков) вентиль не перекроют. Ведь если украинские каналы окончательно перестанут показывать их шоу и сериалы, опустевшее эфирное пространство займет кто-то другой.
На заметку
По данным консалтинговой компании МРМ, суммарный хронометраж премьерных российских сериалов на украинском ТВ в 2013 году составил 3300 часов. То есть при указанной выше средней стоимости одной серии украинские каналы заплатили за эти часы минимум 300 млн долларов.