Главная Культура 00:16 23 Мая 2025 26807
Гениальный тунеядец Бродский

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало бурных перипетий его жизни, включая травлю в советской прессе, позорный суд с обвинением в тунеядстве, принудительное лечение в психбольнице, ссылку в Архангельскую область, наконец, вынужденную эмиграцию и последовавшую затем всемирную славу.

— Юрий Михайлович, давайте для начала восстановим для читателей обстоятельства ваших многолетних контактов с Бродским. Когда и где вы познакомились с его стихами и с ним самим?

— В 1964 году я, можно сказать, чудом поступил на искусствоведческое отделение МГУ. Конкурс был астрономический, а я был всего лишь выпускником вечерней школы рабочей молодежи из Рыбинска. И той же осенью на одной из лекций кто-то передал мне листочки папиросной бумаги с бледной машинописью — классический самиздат тех лет. Отсюда и «самиздата папирус», как сказано в одном из моих недавних стихотворений — далекое визуальное впечатление. Это были юношеские стихи Бродского «Рождественский романс» и «Пилигримы». Они произвели, помнится, на меня весьма странное впечатление, сильно отличаясь от лирической оттепельной продукции.

В мае следующего года — после ссылки — Бродский приехал в Москву, выступал в Коммунистической аудитории МГУ вместе с поэтами оттепели — Ахмадулиной, Евтушенко и другими. Встречу снимали, но когда вышел читать Бродский, софиты погасли, снимать перестали, и в первую секунду показалось, что мы в темноте. На другой день по договоренности мы читали Бродскому — я и другие поэты СМОГа (неподцензурное литературное объединение — Смелость, Мысль, Образ, Глубина, самочинно нами сорганизованное). Мои стихи напомнили Бродскому Заболоцкого, которого я тогда даже не читал. Больше живьем Иосифа в России я не видел.

Но в 1979-м я передал ему на Запад свой самиздатовский талмуд, и вскоре по радио «Свобода» он объявил, что готовит мою книгу... Помогал мне — прислал в подарок джинсовый костюм, в СССР страшный дефицит. А увиделись мы впервые только в Париже зимой 1983 года — он пришел ко мне в редакцию газеты «Русская мысль», где я работал, не вполне по своей воле покинув Россию. Встреч у нас было немного, все-таки жили мы по разные стороны океана, но все они, без преувеличения, запомнились мне откровенными и яркими разговорами.

— Бродский в СССР и Бродский в США — это один или два разных человека и поэта?

— Мне об этом сложно судить. Но, конечно, между опальным высокоталантливым и честолюбивым самиздатчиком и международной знаменитостью не могло не быть психологической разницы. Многие упрекали Иосифа в снобизме и даже ядовитом сарказме, не всегда мотивированных. Я лично ни с чем подобным не сталкивался. Он вел мои вечера в США в 1986 году. Перед самым отъездом мы беседовали в его полуподвальной студии так горячо, что я чуть не опоздал на самолет. От той встречи осталось фото, за нашей с ним спиной фотопортрет Ахматовой, сделанный когда-то юношей Бродским в Комарово. А нас фотографировала подруга прозаика Саши Соколова, которую я, уже подвыпив, вызвонил и пригласил к Иосифу в гости.

— Бытует мнение, что Бродский, как и Набоков, был ревнив к чужой славе. И потому вместо помощи приехавшим в Америку Василию Аксенову и Эдуарду Лимонову оставил отрицательные отзывы на их книги «Ожог» и «Это я — Эдичка». Поэт элитарного склада, он, говорят, завидовал огромным тиражам на родине книг Евтушенко и Вознесенского. Дескать, по этой же причине не оценил роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Неужели ему было присуще мелочное тщеславие?

— Не думаю, что в данных случаях была «ревность к чужой славе». Ему эти вещи, скорее всего, просто не понравились. Про «Эдичку», помнится, он мне сказал так: «Здесь на Западе это умеют делать гораздо лучше, вспомни Генри Миллера, например». Аксеновский «Ожог» он бросил после первых страниц, не дойдя до пронзительных магаданских глав.

— Каковы были взаимоотношения Солженицына и Бродского — двух русских нобелевских лауреатов? Вы близко общались с обоими, но по отдельности. Кажется, они друг к другу относились с известной прохладцей?

— «Известная прохладца» тогда публично наружу не выходила. Я спросил у Иосифа в первую нашу встречу, почему он не вступается за Солженицына, на которого в то время ополчились на Западе либералы, так же как здесь у нас теперь отпетые сталинисты. «Это не моя епархия», — ответил он, пусть и не исчерпывающе, зато кратко. И перевел разговор на другую тему. Кстати, Солженицын написал о Бродском местами довольно проницательное эссе, много позже опубликованное в «Новом мире».

— В стихах Бродского на смерть маршала Жукова и на провозглашение независимости Украины многие улавливают «патриотический», «имперский» тон. В то же время Бродский осудил вторжение советских войск в Афганистан, поддерживал польское движение «Солидарность», а однажды обронил, что считает себя состоящим «в партии Ельцина». Как бы вы определили его общественно-политическое лицо?

— У Бродского не было четкого «общественно-политического лица». Скорее лицо мировоззренческое, и оно русским по духу не было, зато было откровенно антисоветским. В оценке России мы расходились. Вернее, даже не в оценке, а в духовном чувстве к ней. Например, побывав в Турции, где ему не понравилось, он почему-то накинулся на Византию, преемницей которой отчасти справедливо считал Россию. Я имею в виду его эссе «Путешествие в Стамбул». После его публикации он спросил мое о нем мнение. Я ответил стихотворением «Систола — сжатие полунапрасное», которое посвятил Бродскому. Он о нем никак не отозвался, в отличие от его круга — Льва Лосева, Юза Алешковского и других, высоко эти стихи, кажется, оценивших.

Бродский был либеральным консерватором — я бы так сказал. Консерватором в своих не столько политических, сколько культурных пристрастиях. Авангардисты казались ему шарлатанами.

— В перестройку Бродского стали широко издавать, посыпались приглашения вернуться на Родину. Но он не только не вернулся в Россию, но даже ни разу не приехал. Почему?

— В эмиграции даже поговаривали, что Собчак предлагал ему остановиться в Зимнем дворце. Я как-то напрямую по телефону спросил у Иосифа, почему он не отзывается на заманчивые предложения. Он отвечал, что после смерти родителей, которых к нему советская власть так и не пустила, несмотря на просьбы не только его, но и мировых деятелей культуры, ему в России делать нечего. «Но неужели у тебя нет хотя бы чисто бабьего любопытства, чего там теперь настало?» — поинтересовался я. «Чего нет — того нет», — ответил Иосиф.

Думаю, что, помимо прочего, он еще и опасался за свое здоровье — представляете, какие ждали его в России нагрузки? В том числе и в смысле алкоголя и никотина. А ведь он был хроник-сердечник, перенес два тяжелых шунтирования. Поездка в Россию могла бы его подкосить еще и до 1996-го — года его преждевременной смерти.

— Вопрос о месте похорон Бродского решала семья, он не оставил на этот счет распоряжений. Но есть его поэтическое завещание: «На Васильевский остров я приду умирать». Как вы относитесь к тому, что его прах покоится в Венеции, а не в Санкт-Петербурге?

— Насчет Венеции — это было его решение. Ссылка на раннее стихотворение тут вряд ли уместна и тактична. Венеция психологически заменила ему в эмиграции Ленинград. Ведь она и впрямь хороша. Хотя, разумеется, без того имперского размаха, который импонировал Бродскому. Помню, он однажды попрекнул меня, зачем, мол, я осел во Франции. И добавил: «Я бы тоже мог остаться в Британии, Оден (Уистен Хью Оден — знаменитый англо-американский поэт. — «Труд») меня уговаривал, но я решил, что поэт может изменить великой державе только с другой, уж никак не менее великой».

— Белла Ахмадулина считала, что Бродский — это совершенство гармонии, новое явление Пушкина. Но многие упрекают Бродского в усложненности языка и формы, в пониженной эмоциональности. Иные и вовсе говорят об «оледенелости» его поздней лирики. Какое место в поэтическом строю отводите Бродскому вы?

— Нет никакого поэтического строя, тут команда «на первый-второй рассчитайсь» никак не уместна. Каждый поэт наособицу, в каждом настоящем творчестве своя драгоценность. В поэзии Пушкина при всем его аристократизме была неподдельная живая органическая народность, у него именно национальное осмысление бытия. У Бродского этого совсем немного, и то по молодости. Он западоцентричен по сути. Кроме того, лирический герой Бродского — мизантроп, чего о Пушкине никак не скажешь. Словесность Бродского очень монументальна, но это монументальность мизантропа. То, что в его поэзии со временем усугублялась известная холодноватость, вполне логично. С годами поэзия совершенствуется, но и остывает. Ведь совершенство по своей сути холодновато, какую бы задушевность или экспрессию оно ни имитировало...

Однажды он поинтересовался, кто мой любимый поэт. «Мандельштам». «Да ведь у него плохие рифмы», — удивился Иосиф. Тут уже удивился я такому «техническому» подходу. В волнах мандельштамовского вдохновения как-то не задумываешься о формальном блеске...

Для меня Бродский — старший литературный современник, при незримом присутствии которого проходит все мое поэтическое существование. Мне его стихи хочется перечитывать, я о нем часто думаю, о его жизни и лирическом стиле, которые в данном случае нерасторжимы.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22927
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5664
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5473
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5352
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?