Реформа МВД РФ должна быть продолжена; численность личного состава необходимо сократить, а зарплаты — увеличить, заявил президент РФ Дмитрий Медведев в беседе с журналистами в воскресенье. Он отметил, что подписанный им в декабре прошлого года указ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел, предполагающий сокращение сотрудников до 1 января 2012 года на 20%, ротацию руководящего состава и избавление МВД от несвойственных функций, — это лишь начало реформы.
«Это первый этап… У меня нет иллюзий, что милиция за полгода изменится, но делать надо», — подчеркнул глава государства. Президент обозначил направления действий в отношении правоохранительных органов. «Их надо, как минимум, сократить и увеличить зарплату, перевести часть полномочий на федеральный уровень», — сказал Медведев. «Прежде чем децентрализовать милицию, ее нужно централизовать», — отметил он.
При этом президент заметил, что «степень сращивания между руководителями правоохранительных органов регионов, ГУВД и территориальных органов власти очень высокая». «А это не очень хорошо», — подчеркнул глава российского государства.
Напомним, что Дмитрий Медведев 24 декабря 2009 года подписал указ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел, предусматривающий ряд нововведений. Документ предполагает введение ротации руководящего состава, сокращение сотрудников до 1 января 2012 года на 20% и избавление МВД от несвойственных функций.
При этом с 2012 года милиция будет финансироваться только из федерального бюджета, тогда как сейчас финансирование почти на 40% идет из бюджетов субъектов Федерации. По мнению экспертов, это позволит милиционерам работать без «оглядки» на региональные власти и не страдать от «задержек» зарплаты. Кроме того, предполагается выделить средства на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел РФ. Эксперты говорят, что повышение зарплаты необходимо, чтобы милиционерам не приходилось «зарабатывать» самим.
Разговоры о необходимости реформирования системы МВД РФ пошли после ряда громких происшествий с участием сотрудников милиции. Самое громкое ЧП произошло в Москве в начале года, когда начальник ОВД «Царицыно» майор милиции Денис Евсюков устроил стрельбу по посетителям супермаркета. Тогда погибли два человека, шестеро получили ранения. После этого в руководстве московского ГУВД произошли отставки, а политики и правозащитники заговорили о необходимости реформы всей системы МВД.
Всплеск всеобщего внимания к тому, что происходит в недрах российской милиции, действительно произошел именно после спонтанной охоты на людей, открытой доведенным стрессами и алкоголем до ручки Евсюковым. До этого момента у любых разговоров о необходимости перестроить МВД все же не было формального повода. Каждое происшествие, где милиционер выступал очевидным злодеем, воспринималось обществом как рядовая новость, которая касалась судеб исключительно потерпевших. Бывший начальник ОВД «Царицыно» наглядно показал, что границы привычной многим реальности легко раздвигаются.
Что со всем этим делать, как жить дальше, власти и общество так, похоже, до конца пока и не поняли. Обилие предложений и рассуждений о том, как именно обустраивать МВД, это наглядно показывает. Радикальной части общества кажется, что ничего перестраивать и не надо. Никакая реформа не поможет, а система лечится разрушением до основания. Вместо существующего МВД, на взгляд сторонников «большевистского» решения проблемы, надо создать полицию, работать в которой будут сотрудники, не имеющие милицейского прошлого. На стороне радикалов выступили и некоторые депутаты, ранее особо не замеченные в любви к крайним мерам. Например, член генсовета «Единой России», депутат Госдумы юрист Андрей Макаров.
Куда при этом девать десятки тысяч действующих сотрудников сторонники «окончательного» решения милицейского вопроса не задумались. Только поэтому предложения «взять и все поделить» следует считать непродуманными. Какой бы не была сегодня часть кадрового состава милиции, его попадание прямиком на улицу без средств к существованию вызовет, если не гражданскую войну (тут стоит напомнить, что российская судебная практика упорно считает милицию отдельной социальной группой), то рост преступности. И не в разы, а сразу на порядок.
Согласитесь — предлагать еще вчера на легальных основаниях имевшему доступ к оружию человеку пройти курсы переподготовки и превратиться, к примеру, в электрика или автослесаря — значит потратить впустую государственные средства. А столько частных охранников стране в принципе не нужно. Поэтому поддержать привычное благосостояние в реальности многие бывшие милиционеры смогут только на «большой дороге».
Создание федеральной полиции, если верить бывшему главе МВД и нынешнему руководителю Счетной палаты РФ Сергею Степашину, дело практически решенное. Правда, милицейское руководство от этой инициативы пока не в восторге. На взгляд заместителя министра внутренних дел Александра Смирного, дележ министерства на федеральных полицейских и «муниципалов» приведет к расслоению среди стражей порядка. Полицейские будут на довольствии федерального бюджета, тогда как местная милиция окажется на содержании региональных бюджетов, которые, за исключением Москвы,
Еще одно возможное нововведение — американский опыт. Сотрудники милиции, в первую очередь — участковые уполномоченные, должны быть подотчетны населению и им же, местными жителями, избираться. Если участкового выбирают его соседи, он будет под контролем не начальства, а населения. Жители района смогут оценивать его работу и при необходимости его переизбрать.
Какие из вышеперечисленных предложений впишутся в начатую реформу, пока точно не известно. Президентский указ № 1468 от 24 декабря фактически ввел двухлетний переходный период. До 1 января 2012 года кадровый состав МВД должен быть сокращен на одну пятую. Милиции велено потихоньку ротировать руководящий состав и избавляться от несвойственных функций. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев на заседании президиума Ассоциации юристов России одним из таких сильно мешающих полномочий назвал тотальный милицейский контроль над бизнесом.