2 июля 2002 года Ту-154 "Башкирских авиалиний" столкнулся в воздухе над Боденским озером с грузовым Boeing-757 компании DHL. Погиб 71 человек, в том числе 45 башкирских детей, которые летели в Барселону на каникулы. Ответственность за авиакатастрофу была возложена на швейцарскую компанию Skyguide, диспетчеры которой давали указания пилотам разбившихся лайнеров.
Месть Калоева
Сразу после катастрофы были возбуждены уголовные дела на сотрудников Skyguide. В результате троих диспетчеров приговорили к 12 месяцам тюремного заключения. Условно. Еще одного - к штрафу. Четверо сотрудников Skyguide полностью оправданы.
Дежуривший в ту ночь диспетчер Петер Нильсен был убит в феврале 2004 года. Убийца - Виталий Калоев, который потерял в катастрофе жену и двоих детей. Он, не дождавшись, по его мнению, "справедливого судебного приговора", решил отомстить сам. За преднамеренное убийство Калоева приговорили к восьми годам лишения свободы, но в 2007 году освободили из швейцарской тюрьмы досрочно.
Виновата техника
И вот новое судебное разбирательство. Родственники жертв авиакатастрофы, представляющие 27 семей, потребовали через суд Испании 600 миллионов долларов от двух американских компаний - Honeywell и ACSS. Эти компании поставляют системы безопасности для самолетов. Именно их оборудование стояло на Ту-154. И, по мнению родственников жертв авиакатастрофы, оно не сработало.
Иск был подан в суд Барселоны, поскольку именно туда "Башкирскими авиалиниями" летели на каникулы российские дети. Как пояснили адвокаты истцов, "у них есть все необходимые доказательства, чтобы выиграть дело и взыскать предъявленную сумму с ответчиков".
По словам адвокатов, перед катастрофой бортовая система предупреждения столкновений (TCAS) не сообщила пилотам Ту-154 о неверности маневра, который они совершали, руководствуясь указаниями диспетчеров. Хотя один сигнал был: изначально система рекомендовала пилотам маневр, противоположный совету с земли. Но, по мнению истцов, TCAS должна была подать повторный сигнал.
Каждая система безопасности TCAS стоит около сотни тысяч долларов и установлена на более чем 25 тысячах самолетов.
Дело "Боденского самолета"
Июль 2004-го. 30 семей направили иски в суды США и Испании. В качестве ответчика выступала диспетчерская служба Skyguide.
Февраль 2005-го. Родственники жертв подали в суд Испании и США иск против компании-изготовителя установленной на самолете системы предотвращения столкновений.
Май 2007-го. Родственники жертв подали иски в швейцарский суд с требованием обжаловать решение о размере компенсаций и привлечь к ответственности правительство Швейцарии, владеющее 99% акций Skyguide.