Генпрокуратура эмирата Дубай (ОАЭ) направила в суд уголовное дело против конюха президента Чечни Рамзана Кадырова Махди Лорния и бизнесмена Максуда-Джона Исматова, обвиняемых в убийстве в этой стране экс-командира спецбатальона "Восток" Сулима Ямадаева. Между тем Иса Ямадаев по-прежнему утверждает, что его брат жив.
Напомним, бывшего командира батальона "Восток" Героя России Сулима Ямадаева расстреляли 28 марта 2009 года в Дубае на автостоянке, когда он выходил из своей машины. На месте убийства преступник оставил перчатки, куртку Armani и золотой пистолет Стечкина, который, по версии шефа полиции Дубая Дахи Хальфана Тамима, был завезен в страну официальной делегацией из Чечни. Именно по этим уликам и с помощью свидетелей полиция вычислила и задержала двух главных подозреваемых в убийстве. Это проживающие в ОАЭ личный конюх президента Чечни Рамзана Кадырова Махди Лорния и этнический таджик, бизнесмен Максуд-Джон Исматов. По версии следствия, первый был непосредственным участником убийства Ямадаева, а второй - пособником.
- Они дали свидетельские показания, достаточные для признания всех их виновными, - считает Дахи Хальфан Тамим.
Вчера уголовное дело против Лорния и Исматова было направлено в суд Дубая. По законам ОАЭ за участие в покушении на убийство им грозит от десяти лет до пожизненного заключения. Дата начала судебного процесса пока неизвестна.
В ходе расследования генпрокуратура Дубая также заочно обвинила в причастности к преступлению семерых россиян, в том числе чеченца, депутата Госдумы Адама Делимханова. Они были объявлены в розыск по линии Интерпола. Их уголовное дело было выделено в отдельное производство, но пока приостановлено, так как обвиняемые еще не задержаны.
Рамзан Кадыров утверждает, что в момент убийства у Лорния было алиби - он ухаживал за его лошадьми в Дубае. Он также публично заявил о непричастности к каким-либо преступлениям Делимханова.
Между тем интрига вокруг судьбы Сулима Ямадаева сохраняется до сих пор. Напомним, что полиция ОАЭ считает его погибшим, а его младший брат Иса - живым. Он утверждает, что на стоянке в тот день погиб другой человек. По словам Исы, его брат попал под программу защиты свидетелей и теперь тщательно оберегается спецслужбами ОАЭ: ему запрещено пользоваться телефоном и интернетом и видеться с кем-либо из родных, кроме жены.
- Сулим жив, и Иса поехал его проведать, - рассказали "Труду" в ближайшем окружении Исы Ямадаева.
Убить, чтобы выжить
Эксперты полагают, что если Сулим Ямадаев действительно жив, то объявление его погибшим в первую очередь выгодно следствию для спасения его от новых покушений и задержания участников и заказчиков этого преступления.
- Иса мог объявить Сулима живым еще до того, как полиция предупредила его о своей версии, поэтому он до сих пор вынужден придерживаться своих слов, - рассказал "Труду" политолог Алексей Мухин. - А мотивация полиции очень разумна: чтобы защитить человека, лучше объявить его мертвым.
По версии высокопоставленного источника "Труда" в МВД, Сулим Ямадаев действительно убит, а Иса продолжает объявлять его живым, чтобы не потерять авторитет семьи в России и Чечне.
- Костяком семьи Ямадаевых был именно Сулим, поэтому в случае его гибели многочисленные сторонники семьи и их партнеры по бизнесу могут перейти на сторону президента Чечни, поэтому Исе и выгодно поддерживать версию о том, что его брат жив, - рассказал "Труду" оперативник.