Все-таки байопик — уникальный жанр. Неисчерпаемый кладезь сюжетов для писателей, журналистов и режиссеров. На рынке печатных СМИ добрый десяток изданий специализируется на биографиях знаменитостей. Классическая библиотека ЖЗЛ насчитывает уже многие сотни томов. И продолжает пополняться. На телеэкраны один за другим выходят сериалы с громкими именами в названиях. Вот и еще один — «Вангелия», посвященный болгарской прорицательнице Ванге.
Новый проект «Первого» вовсю обсуждается на форумах. Звучит много добрых слов в адрес Елены Яковлевой, сыгравшей главную героиню в старости. То есть классическую «бабу Вангу». Еще позитивно оценивается работа гримеров. Хорошо, что ради портретного сходства не стали, как в случае с Высоцким, делать силиконовую маску по посмертному слепку. Но больше все же спорят о том, что на самом деле предсказала Вангелия Гуштерова, а что ей приписали задним числом. То есть была ли она просто знахаркой, говорившей обычными для таких людей туманными фразами, под которые потом подгонялись конкретные факты, или же на самом деле умела общаться с потусторонними мирами. Это мы уже проходили, когда показывали «Вольфа Мессинга».
Любопытно, кстати: случайно ли, что Евгений Князев, сыгравший Вольфа Григорьевича, в «Вангелии» выступает в роли отца Ванги? Или подразумевается какой-то ассоциативный ряд?
Но есть и еще одна тема: у зрителей возникает ощущение, будто «Вангелия» идет не по первому разу. Что вполне объяснимо.
Многим памятен недавний громкий успех сериала про Анну Герман. Для части зрителей эта замечательная певица стала настоящим открытием. Не удивительно, Герман — из советских времен. Из прошлого. Молодым ее имя мало что говорит. Да и немолодым — тоже немного. Конечно, они запросто смогут напеть «Надежду» или «Эхо». Но про трагические обстоятельства в судьбе певицы вряд ли много знают. Во времена СССР было не принято в подробностях описывать личную жизнь знаменитостей.
С Вангой — история прямо противоположная. Сказать, что в последние годы эфир был «перегрет» болгарской ясновидящей — значит не сказать ничего. Месяца не проходило, чтобы на одном из крупных каналов не появлялась посвященная ей передача, фильм или хотя бы сюжет.
Вот лишь несколько примеров. «Ванга. Мир видимый и невидимый»; «Великая Ванга. Предсказание» (оба фильма шли на «Первом»). «Правда о Ванге» (РЕН ТВ), «Ванга. Предсказания для России» (НТВ). А еще -
«Великие пророчицы. Ванга и Матрона Московская», «Ванга возвращается»,
«Предсказатели. Предупреждения Ванги» и так далее. Кроме того, в разных ток-шоу спорили о Вангелии, в прямом эфире разыскивали слепых девочек, якобы унаследовавших ее дар, и т.д. А однажды прямо в студии едва не передрались гости, считающие себя ее учениками. Каждый — единственным.
И как ни крути, везде звучали предсказания про башни-близнецы, про развал СССР, про затонувший «Курск», про Ельцина и Илюмжинова.
Сочинять специально для сериала какие-то новые пророчества авторы, слава богу, не стали. Поэтому зрителю в очередной раз и были предложены «Курск» и Ельцин. Куда ж деваться-то?
Несомненно, Ванга была неординарной личностью. Но давайте называть вещи своими именами: эксплуатация ее имени ради сенсационных проектов перешла все грани разумного. Получилось как в старом советском анекдоте про студента-медика, которому на выпускном экзамене показали два скелета — мужской и женский — и попросили объяснить, что он видит. Студент молчит. «Послушайте, — возмущается профессор, — чему вас пять лет учили?» — «Неужели Маркс и Энгельс?»