Главная Культура Афиша 22:49 24 Декабря 2016 8566
Путешествие в синем троллейбусе против часовой стрелки

«Московская оттепель» посреди зимы…

Елена Губайдуллина

В Музее Москвы открылась выставка «Московская оттепель: 1953-1968». Экспозиция о феноменальном 15-летии заняла 1,5 тысячи кв. м. Но и этой площади кажется маловато, чтобы рассказать о времени, когда страна расправила крылья, задышала полной грудью, открыла границы, семимильными шагами продвинулась практически во всех областях жизни.

«Переворот в сознании, случившийся в те годы, можно сравнить с коперниковским поворотом от геоцентрического к гелиоцентрическому пониманию мира», — уверяют кураторы выставки не без космического преувеличения. Ну так ведь и в космос мы рванули именно тогда... Тщась представить все сразу — достижения в космонавтике, науке, архитектуре, литературе, изобразительном искусстве, кинематографе, — устроители вовремя спохватились и сосредоточились на главном: на внутреннем мире людей, участников и свидетелей оттепели.

Первым ключевым словом, как ни парадоксально, стала «решетка». Оказалось, что к свободе этот термин имеет гораздо больше отношения, чем к неволе. В равномерном распределении прямоугольников нет ни властной вертикали, ни доминирующего центра. Как на картинах Рогинского или Мастерковой, где чередование простых элементов равно бесконечности. Как на планах новых городов и районов, где одинаково значимо каждое строение. По мнению кураторов, свободная структура — метафора нового типа сознания, освобожденного от страха.

Следующее понятие — «капсула». То есть замкнутое пространство: «Мой дом — моя крепость». Массовое строительство, расселение коммуналок, возможность огородить свое, личное. Картины, фотографии, монитор с фильмами Натансона и Хуциева (великое кино тех лет показывают почти в каждом разделе выставки). В центре — предметы быта. Столы, кресла, торшеры, секретеры воспроизводят жилую среду — удобную и простую. Быт — ненавязчивый и скромный фон в жизни энтузиаста науки, учительницы или инженера, завсегдатаев авангардных выставок и вечеров новой поэзии, зрителя премьер недавно открытых Таганки и «Современника».

Свободная решетка разделила выставку на девять отсеков-капсул. Разделы — обособленные пространства, огороженные белыми досками. Исследование недавнего прошлого с помощью артефактов и вещдоков похоже на занимательную игру. Верно найденные обобщающие понятия объединяют сферы высокие (от искусства до самого космоса) и обыденные, представляя жизнь 1950-1960-х во всем многообразии.

Многое тогда казалось новым, прорывным. Открывались все дороги, казалось, так будет всегда... Картины, фото, фильмы, новинки промышленности того времени — все это свидетельства поиска, обретения себя. Тему «Новое» логично продолжает «Ритм». Ритмы оттепели сравнимы с учащенным сердцебиением взволнованного человека. Они ощутимы в джазовых импровизациях, доносящихся из старых радиоприемников, в напряженных цветосочетаниях абстракций Льва Нусберга и Евгения Кропивницкого (авангард в искусстве, открытость мировым художественным течениям — неоспоримое достижение оттепели). Энергичные ритмы носились в воздухе, подчиняя себе и стихотворные строки, и линии архитектуры. Неслучайно на выставке соседствуют фотографии новых проспектов 60-х — и поэтические сборники Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Друниной.

Раздел «Мобильность» — о постоянном движении вперед и управлении скоростями. Соседство экспонатов остроумно: элегантные платья, не стесняющие движений, автомобиль «Москвич», модели космических кораблей рядом с вентиляторами, сифонами и пылесосами. Каждый физик был лириком, математик — поэтом.

Устаревает мода, техника, даже архитектура (давно пошли под снос те же московские хрущевки). Но по отношению к философии оттепели — ощущение, что мы не уходим от нее вперед, а с каждым годом отстаем все больше. Вот что такое, к примеру, «Прозрачность»? Только ли стекло, легкие ткани или оптическая техника? А может, открытость внутреннему содержанию? Понимаешь, почему в ту замечательную оттепель так хочется вернуться. Кажется, там до сих пор разъезжает «синий троллейбус, последний, случайный», вскочив в который, согласно Окуджаве, можно пересилить беду и одолеть отчаяние (песни Окуджавы здесь как позывные — слышны в разных уголках огромного зала).

P.S. В наступающем 2017-м тему оттепели подхватывают Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина и Парк культуры имени Горького. Что ж, отголосков того богатого открытиями времени — не на одно поколение.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4884
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3540
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3004
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2350
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1918
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1721
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1558
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1550
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?