
На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд». И уже больше 30 лет народ гуляет по случаю Праздника Весны и Труда. Праздник — всегда хорошо. А вот весна нынче странная выдалась: то сугробы по колено, то июльская жара. Что же касается труда — и вовсе беда. Послушать аналитиков — скоро работать вообще некому будет. А что же сериалы? Какое отражение в них находят проблемы дефицита кадров?
Считается, что телесериалы могут повлиять на выбор профессии. В качестве аргументов приводятся одни и те же названия. Например, «Улицы разбитых фонарей», искренняя и бескорыстная дружба героев которых («Андрюха, у нас труп, по коням!») привлекла на службу в милицию тысячи подростков. С каких только высоких трибун не говорили о том, что мастера экрана должны прививать интерес к нужным профессиям. Спикеры рисовали радужную картину: чаще будем показывать положительных персонажей, занимающихся полезной деятельностью, — выбор молодежи окажется правильнее. Правда, почему-то при этом не настаивали на съемках фильмов о сварщиках.
Зато на главных каналах крутится множество проектов о сотрудниках полиции, СК и прокуратуры. Там есть и оборотни в погонах, конечно, но в центре сюжетов — люди, хоть и не без слабостей, но честные и преданные долгу. И что же? «Хочу затронуть проблему серьезного некомплекта в органах внутренних дел: Всего не хватает более 150 тысяч человек личного состава. Особенно остро стоит вопрос с участковыми. В Костромской области некомплект участковых — 90%. В некоторых районах Москвы — до 75%», — говорила прошлым летом Валентина Матвиенко. Что-то изменилось?
Сериалов о медицинских работниках у нас тоже немало. Но! «По итогам 2024 года дефицит врачей в первичном звене достиг 23 тысяч человек, а среднего медперсонала — 75 тысяч. В прошлом году отток врачей наблюдался в 25 регионах, среднего персонала — в 57 субъектах» — это уже данные Счетной палаты.
А вот сериалов об айтишниках сравнительно немного. Часто они играют в сюжете второстепенную роль, помогая главным героям. Но вот результаты исследования, проведенного платформой, занимающейся профессиональной ориентацией. Почти у 200 тысяч старшеклассников спросили, кем они мечтают стать. Топ-15 выглядит так: бэкенд-разработчик (создатель внутренних процессов ПО), графический дизайнер, программист, художник, data scientist (специалист по работе с данными), повар, актер/актриса, дизайнер одежды, спортсмен, DevOps-инженер (оптимизатор ПО), мастер маникюра, психолог, архитектор, косметолог, фронтенд-разработчик (создатель интерфейсов ПО). Почти половину позиций занимает деятельность, как раз и связанная с IT. Для того чтобы знать о высоких зарплатах в этой сфере, «ящик» не нужен.
Выходит, сериалы вообще никак не влияют на мировоззрение? Еще как влияют! Известно, что основная контентная их составляющая — эмоции: любовь и ненависть, верность и измена, чувство долга и предательство, отвага и трусость. Они увлекают зрителя, заставляют сопереживать. Но в результате просмотра у него в голове остаются и некие глобальные смыслы увиденного.
Так уж получилось, что за большинством событий на экране (прямо или косвенно) кроются деньги. Но они — прямо как Волан-де-Морт какой. Сами-то есть, но говорить о них в определенных аспектах нельзя. Понятно, что на экране из-за «бабла» совершаются преступления, соблазняются мужчины, рушатся семьи и дружбы, разоряются бизнесы. Но при всем том подразумевается, что в отношении положительных героев, то есть тех, кому мы и должны сочувствовать, вопрос о доходах неуместен. Зачем эта информация, если человек хороший?
Так, Мария Шевцова из «Тайн следствия» ездит на дорогой машине, у нее брендовые сумочки и костюмы. Откуда средства-то? В СК теперь платят миллионы? Ладно, у нее муж — дорогой адвокат. Но ведь и большинство благородных героев-мужчин в сериалах живут в роскошных особняках с обширным штатом прислуги. На что куплено и содержится? Ах да, они бизнесмены. Но что у них за бизнес, в большинстве случаев аудитории узнать не дано. Лишние вопросы омрачают благостный фон.
И потому у нас практически нет проектов, где представал бы в развитии профессиональный и финансовый рост персонажей. То есть не показан собственно труд. Богатство и положение в обществе — данность. Ее придумывают сценаристы. А вот социальные лифты, о которых так много говорят в последнее время и в прозрачность которых мало кто верит, для них, авторов сценариев, табу. Народ-то не обманешь — знает, что для стремительного карьерного роста нужен либо блат, либо показной и гипертрофированный патриотизм.
Это героиня Веры Алентовой (на фото) в картине «Москва слезам не верит» годами недосыпала в общаге, проходя путь от простой работницы до директора комбината и обладательницы квартиры в престижном доме. У теперешних героинь есть один надежный путь «наверх» — по случаю устроиться секретаршей или домработницей к олигарху и покорить его сердце. Ну а потом с чистой совестью носить сумочки Louis Vuitton.