На XVII Петербургском международном экономическом форуме, где встречались представители мировой политической и бизнес-элиты, «Роснефть» подписала рекордное количество соглашений. Эти сделки дадут новый импульс для развития отрасли и связанных с нею секторов российской экономики.
Еще несколько лет назад некоторые эксперты спорили, нужна ли России мощная государственная нефтяная корпорация. Сегодня все сомнения позади, потому что именно эта компания задает вектор развития российской экономики. Достаточно просто перечислить крупнейшие сделки, заключенные на Петербургском международном экономическом форуме.
Итак, между «Роснефтью» и Китайской народной нефтегазовой компанией (CNPC) заключены соглашения на долгосрочные поставки нефти на рекордную для мирового бизнеса сумму 270 млрд долларов. На этом фоне соглашения с PKN ORLEN SA на поставку в Чехию 8 млн тонн нефти по «Дружбе» на сумму 7 млрд долларов и соглашения с Trafigura (только предоплата составит до 1,5 млрд долларов) кажутся мелочью, хотя для любой другой компании это был бы очень солидный куш.
Зато сложно недооценить прорыв «Роснефти» на японский газовый рынок. Так, с компаниями Marubeni Corporation и Sakhalin Oil and Gas Development Co., Ltd. заключены соглашения, по которым с 2019 года (когда будут построены соответствующие транспортные системы) в этот регион будет поставляться не менее 2,25 млн тонн сжиженного газа.
Однако речь шла не только о поставках сырья. Не менее, а может быть, даже более важно для развития сотрудничества зарегистрированное на ПМЭФ-2013 заключение партнерских контрактов с ведущими международными нефтегазовыми компаниями — ExxonMobil, Statoil, Eni. В результате Россия получит для разработки перспективных месторождений самое лучшее и современное оборудование, самые продвинутые технологии, совершенные методики и специалистов. Это хорошо и само по себе, но особенную важность имеет для освоения месторождений на шельфах Баренцева и Охотского морей — Лисянского, Кашеваровского, Персеевского, Магадана-1 и других. Также партнерские связи будут использоваться для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа на материковой территории Сибири. Заметим, что работа нефтяников в условиях побережья Северного Ледовитого океана без соответствующих технологий и навыков могла бы оказаться не только слишком дорогой, но и практически невозможной.
Отдельно хочется обратить внимание на контракт «Роснефти», заключенный с General Electric. В данном случае мы не только получаем технологии и оборудование, позволяющие поднять производительность на существующих объектах, но и строим в России предприятия по выпуску и продаже самых современных технологий и оборудования для российской нефтегазовой отрасли. Наверное, не надо говорить, что кроме прочего это рабочие места и градообразующие предприятия в глубинке, без которых ряду регионов страны приходится сегодня туго. Естественно, во всех компаниях у «Роснефти» сохраняется контрольный пакет акций и, значит, возможность проводить государственную политику.
На самом деле не будем перечислять всех договоренностей и контрактов, заключенных «Роснефтью» на ПМЭФ: они касаются и производства современных пластиков, и экологических технологий, и даже использования сжиженного газа в качестве моторного топлива. Важно отметить главное. Бизнес в России для международных партнеров до недавнего времени ассоциировался с избыточным риском. Теперь, когда интересы страны в нефтегазовом секторе представляет крупнейшая государственная корпорация, риски практически сводятся к нулю. Это открывает новый порядок возможностей в международном сотрудничестве. Естественно, при этом соблюдаются внутренние интересы России — как государственных структур, так и персонала.
Собственно, такого рода аналоги есть и в других странах, в том числе пропагандирующих либеральные ценности в экономике. Так, в Канаде 58% всей энергии дает гидрогенерация, а ведущая гидрогенерирующая компания Hydro-Que/bec является государственной и принадлежит провинции Квебек. И вот уже несколько десятилетий подтверждает свою уникальную эффективность.