У SAAB появились реальные шансы остаться на рынке. По сообщению шведского ТВ, голландская Spyker Cars, треть которой принадлежит российскому бизнесмену Владимиру Антонову, достигла принципиальной договоренности с владельцем SAAB — General Motors — о продаже ей компании. Впрочем, российское присутствие пока остается под вопросом.
Переговоры между GM, шведским правительством и Spyker Cars практически завершились вчера в Стокгольме. Как сообщили источники, близкие к переговорному процессу, будущий владелец SAAB готов выложить за него 500 миллионов долларов. Часть этой суммы будет выплачена акциями обновленной компании. Кроме того, правительство Швеции пообещало передать компании SAAB, если она будет сохранена, кредит в 570 миллионов долларов от Европейского инвестиционного банка.
Российский след
Еще в прошлом году General Motors пытался избавиться от своего шведского подразделения — компании SAAB, — чтобы поправить финансовое положение. Вариантов было два: либо банкротство SAAB, либо передача другому собственнику. Купить известный бренд хотели несколько компаний, но достался он производителю спорткаров Spyker Cars. Заполучить шведскую компанию он смог только со второго раза — первый раз, в конце прошлого года, переговоры с GM зашли в тупик. Впрочем, по некоторым данным, одним из условий сделки Spyker с GM может стать отказ от участия в ней Антонова.
Продажи невысоки
Среди рядовых российских автомобилистов SAAB в последнее время не пользуется большой популярностью. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году в России было продано всего 368 автомобилей этой марки. Зато годом ранее — 1269 машин. Самой популярной моделью в России является SAAB 9–3 Sport Sedan (треть всех продаваемых автомобилей этой фирмы в стране).
«Переход компании 10 лет назад под крыло GM лишил SAAB индивидуальности, — заявил „Труду“ ведущий аналитик аналитического агентства „АВТОСТАТ“ Андрей Топтун. — Он стал походить на обычный массовый автомобиль, отсюда и низкие продажи». Кроме того, GM слабо работал с продвижением этого бренда в России, добавляет автоэксперт Роман Гуляев. «Но теперь все может измениться», — полагает он.
Бренд с историей
Компания SAAB была основана в 1937 году и специализировалась на производстве авиатехники. В 1947 году она выпустила первую модель автомобиля — SAAB 92. К созданию спорткаров фирма приступила в середине
Фокус «Труда»
Пожалуйста, спасите SAAB
В 2000 году SAAB перешел в полное владение американского концерна General Motors. С тех пор автогигант не скрывал, что шведское подразделение убыточно. За последние 8 лет число работников компании сократилось почти в 2,5 раза. В 2002 году на предприятии числилось 8358 человек, а сейчас — около 3400. В начале января этого года GM объявил, что уже приступил к ликвидации бренда.
Пытаясь помешать этому, сотрудники компании в полном составе вышли на пикет. В руках они держали плакаты: «Спасите SAAB от «Гангстер Моторс» и «Мистер Обама, пожалуйста, спасите SAAB». Будут ли сокращения после смены собственника, пока не сообщается. Головной офис SAAB расположен в Швеции, там же находится основное производство.