Мы расспросили водителей и узнали, как они относятся к появлению такой спецодежды.
Официально «Мосгортранс» ввел форму для водителей городского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) с 1 сентября прошлого года.
Фактически полностью переодеть работников удалось только к этой весне.
«Рубашка из
Критикуют и галстуки. Жалуются, что они цепляются за что попало, что к вечеру обязательно посадишь на галстук
Про пиджаки шоферы говорили, что с мая месяца носить их невозможно, потому что очень жарко.
Как только спрашиваешь водителей, выгоднее ли носить на службе казенную одежду, они сразу соглашаются, что да, куда лучше, чем изнашивать собственную одежку.
«Работа такая, что вещи быстро снашиваются, — говорит водитель Игорь. — Штаны протирались, рубашки на локтях… Часто одежда рвалась, когда лез
Зато добавилось хлопот с казенной формой. Водитель теперь должен быть всегда в чистом, желательно выглаженном. Приходится постоянно поддерживать форму в порядке.
Солидности прибавилось
Помимо скептиков среди водителей есть и те, кто хвалит идею с формой.
«У сотрудников метро форма есть, даже у дорожных рабочих, а мы вечно ходили кто в чем», — вспоминает Алексей Л., попросивший не указывать его фамилию.
По его словам, теперь не стыдно коллегам в глаза смотреть, а на тех, кто работает в других компаниях, можно даже и свысока глянуть.
«Пассажир тебе больше доверяет, когда ты цивильно одет, чисто, когда галстук на тебе есть», — встревает в разговор еще один шофер Сергей.
Он утверждает, что после введения формы к водителям чаще стали обращаться на вы и меньше хамить.
История одного шофера
Михаил работал старшим продавцом в «Леруа мерлен» до 2009 года — торговал красками для дома и дачи. Теперь он водитель автобуса.
Просидев месяц без работы, Михаил позвонил в «Мосгортранс» и устроился на работу водителем в
«Около двух месяцев была учеба. Когда вышел на смену, сначала не мог привыкнуть к ритму, особенно сложно было выдавать пассажирам билеты», — говорит Михаил.
Он признается, что порой, особенно в вечернее время, работа может быть даже опасной: хулиганы портят сиденья, прыгают через турникет и пристают к другим пассажирам.
Нередко эти конфликты должен предотвращать водитель, но при этом грубить и хамить он тоже не может — пассажиры быстро пожалуются руководству, и шофер может потерять не только премию, но и работу.
Когда водителей автобусов, трамваев и троллейбусов переодели в форму, Михаил отнесся к этому философски.
«Многие носят форму: и летчики, и железнодорожники, и рабочие на заводе. Это даже хорошо — свои вещи бережешь и выглядишь солиднее», — комментирует он.
Главные проблемы — сдача и туалет
Все опрошенные «Трудом» водители говорят, что основные сложности в работе — расчет с пассажирами за билеты и бытовые неудобства в кабине.
«У нас же есть график движения по маршруту, а как его соблюсти, если тебе начинают за билет тысячными купюрами расплачиваться? Пока сдачу соберешь, пять минут пройдет», — сетует водитель автобуса, представившийся Толей.
У шоферов есть инструкция, по которой они должны все расчеты с пассажирами проводить во время остановки. Это получается далеко не всегда.
«Я вообще стараюсь тех, кто с крупными деньгами, в салон не пускать», — хвалится Толик. То, что компания несет убытки, его волнует мало — главное, чтобы ему не мешало.
Помимо крупных купюр мучаются водители и от вполне естественных проблем.
Туалеты для персонала по ходу маршрута предусмотрены. Например, для водителей троллейбусов на Садовом кольце такая точка — Зубовский бульвар. Но летом дотерпеть до них бывает тяжело.
«Жарко же, воду пьешь постоянно, — жалуется Николай, упитанный мужчина лет 43, — ну и прижимает порой так, что глаза на лоб лезут. А чего поделаешь — работа, терпи до конечной».
В этом нелегком деле Николаю помогает новый галстук. «Я его на руку наматываю, а потом разматываю — помогает отвлечься», — делится опытом мужчина.
Борьба с переработками
- Каждый водитель перед выходом на смену проходит медицинское освидетельствование.
- Водителям запрещено работать дольше шести часов в сутки.
- Продолжительность работы каждого водителя фиксируется на специальной карте.
- В двигатели автобусов планируется вмонтировать датчики, останавливающие мотор, если в кабине больше шести часов сидит один и тот же шофер.
Цифры
- 50 000 рублей получают водители городских автобусов со стажем не менее 5 лет
- 41 000 рублей в месяц зарабатывают водители троллейбусов со стажем не менее 5 лет
- 31 000 рублей составляет жалованье водителя трамвая, имеющего стаж не меньше 3 лет
- 55 лет — возраст выхода на льготную пенсию для мужчин — водителей
городского транспорта
Источник: данные транспортных компаний
Условия труда
Что входит в соцпакет водителей
- индексация заработной платы с учетом уровня инфляции
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
- организация ночных маршрутов для подвоза водителей к месту работы
- оплата больничного листа в зависимости от страхового стажа
- медицинское обслуживание в МСЧ № 32 и здравпунктах филиалов
- предоставление ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска в размере 12 дней
- предоставление мест проживания для иногородних и иностранных работников с частичной оплатой до 10%
- организация горячего питания на конечных станциях и в столовых филиалов
- частичная или полная оплата путевок на базы отдыха
- частичная или полная оплата за обучение работников и детей работников в вузах и техникумах
- оплата путевок в летние оздоровительные лагеря в размере до 90% от их стоимости
- бесплатные билеты на детские новогодние представления
- предоставление пенсии на льготных условиях