Подошел к концу 2-й тур инструменталистов на конкурсе имени Чайковского. Он принес с собой яркие удачи, но, пожалуй, больше скандальных провалов.
Вот один из досадных казусов: столь удачно выступившего на 1-м туре пианиста Андрея Коробейникова председатель жюри Николай Петров... удалил со сцены, так как конкурсант превысил положенный регламент в 60 минут. Зато израильтянин Сергей Островский изумил своей самонадеянностью: скрипач играл сонату Прокофьева по нотам, что недопустимо на конкурсе с мировым именем... А вот итальянский виолончелист Умберто Клеричи растопил сердца публики, особенно женские. Не столько, правда, качеством игры, сколько устроенным спектаклем: богатой мимикой, вздохами и стонами, за каковые даже был впоследствии заключен в объятия одной впечатлительной особой.
Нешуточные страсти разгорелись на скрипичной арене. Интеллектуальный и сдержанный Никита Борисоглебский соревновался с порывистым и темпераментным немцем Эриком Шуманом. Сказала свое веское "слово" и кореянка Юн Саенг (здесь ее прочно прозвали второй Ванессой Мэй), горячо принятая залом. А белорус Артем Шишков великолепной игрой завершил тур.
Среди пианистов зрелое мастерство продемонстрировал немец Бенжамин Мозер, по поводу выступления которого уже второй день не умолкают страсти, некоторые пророчат пианисту одну из первых премий. А в последний день 2-го тура зал взорвался аплодисментами после эффектного, темпераментного выступления Федора Амирова.
Но вот результаты 2-го тура, как я уже сказала, во многом оказались для публики разочаровывающими и труднообъяснимыми. Например, не прошел в 3-й тур Артем Шишков. Чем не понравился он жюри, непонятно: с юным виртуозом уже изъявила готовность сотрудничать Московская филармония. Остался за бортом финала и "не вписавшийся в регламент" пианист Андрей Коробейников... В итоге сбывается предсказание многих независимых экспертов: 3-й тур станет битвой россиян с азиатами. Шокирующая картина сложилась у скрипачей: из наших продолжает сражаться лишь Никита Борисоглебский, против которого играют 4 представителя стран Юго-Восточной Азии (среди них Юн Саенг) и немка Юкки Мануэла. Правда, у пианистов по-прежнему численное большинство за Россией: по 2 воспитанника Московской и Петербургской консерваторий - Федор Амиров, Сергей Соболев, Александр Лубянцев, Мирослав Култышев. Их соперники - Бенжамин Мозер и Лим Донг Хек.
Более пестрая география сложилась у виолончелистов: 3 представителя России и по одному от Швейцарии, Венгрии и Армении. Досадно, но в списках счастливчиков не оказалось Олега Бугаева - московского музыканта, подающего надежды.
У вокалистов тем временем прошел 1-й тур. Сразу обратила на себя внимание грузинская певица Марика Гулордава, обладающая не только редким драматическим талантом, но и удивительным в ее молодые годы вокальным мастерством. Ее трагедийное прочтение романса Чайковского произвело глубокое впечатление - крики "браво" долго не умолкали... Удачно выступили также минчанка Татьяна Гаврилова и воспитанница Московской консерватории Анна Викторова... В итоге продолжат борьбу менее половины участников - 30. С большим отрывом лидирует Россия - 15 человек, по 4 певца от Китая и Украины, по 2 от Белоруссии и Южной Кореи, по одному от Франции и Грузии.
Можно сказать, что конкурс перешагнул свой экватор. Однако по-прежнему огорчают то и дело выявляющиеся организационные недоработки. Так, российские участники пожаловались, что получили скрипки из знаменитой Госколлекции уникальных музыкальных инструментов только за полтора месяца до начала конкурса и не успели толком к ним привыкнуть (а раньше эти драгоценные изделия великих итальянских мастеров - Амати, Гварнери, Страдивари - выдавали конкурсантам за год). Видимо, устроители решили сэкономить средства...
По той же причине впервые в истории главного российского музыкального соревнования золотые медали будут... не золотыми, а только позолоченными. Что ж, символичная "девальвация", наводящая на мысль о продолжающемся падении престижа конкурса, которое пока не в силах остановить даже самые благие намерения его устроителей...