Известно, что количество рекламы в телеэфире строго регламентировано. Проговорено все до мелочей: сколько она может длиться в начале и в конце передачи, сколько раз прерывать ее, как она должна подаваться и т. д. Когда в закон «О рекламе» были внесены все эти данные, зрители облегченно вздохнули: наконец-то будет шанс посмотреть фильм относительно спокойно. К тому же каждый рекламный блок должен был предваряться соответствующей заставкой, чтобы граждане не путались, где кончается кино, а где начинаются сникерсы с памперсами. Однако прошло время, и телезрители опять негодуют: рекламы не только не стало меньше — напротив, ее объемы значительно выросли.
Это грустно, но рекламы действительно очень много. Что же получается? Телеканалы идут на явное нарушение федерального закона? Нет, конечно. Руководители крупнейших каналов — люди серьезные. Зачем им неприятности? Но есть в законе этом одна оговорка, которая позволяет его обходить, ничего не нарушая. И звучит она примерно так: «Анонсы телепередач на соответствующем телеканале не учитываются в общем объеме рекламы, распространенной на телеканале, и в отношении них не применяются нормы ограничения». В переводе на общечеловеческий язык это означает, что самих себя можно рекламировать сколько угодно и ничего за это не будет. То есть если блок рекламы, прерывающий фильм, не должен превышать, допустим, 3 минут, то его запросто можно увеличить хоть вдвое за счет анонсов того, что пойдет на телеканале вечером, завтра, через месяц.
С одной стороны, анонсирование необходимо. Зритель имеет право знать, какие приятные сюрпризы ждут его в эфире. Тем более что в анонсах этих всегда содержится самое завлекательное, самое яркое из того, что будет в новом фильме или передаче. Хотя, как и любая реклама, анонсы могут спровоцировать завышенное ожидание. Помните роскошный по качеству трейлер к сериалу «Адмиралъ» со сценой морского сражения? Казалось, что и весь проект будет таким же масштабным и захватывающим. Не сложилось...
Кроме того, анонсирование необходимо и самому телеканалу. Для него фильмы и передачи — товар, который надо продать как можно выгоднее, собрать максимальную аудиторию и тем самым привлечь все ту же рекламу.
Но, увы, зрителю от всех этих рыночных игрушек не легче. На некоторых каналах количество саморекламы зашкаливает. Смотришь один сериал, а тебе в каждой серии покажут по большой нарезке из следующего. И хорошо, если их действие происходит в разные эпохи, тогда хотя бы по костюмам и антуражу можно понять, где что. А то ведь анонсы эти возникают безо всякого предупреждения, никакого кадра с надписью «Смотрите на следующей неделе» зрителю не предлагается. Иногда доходит до абсурда. Скажем, канал НТВ в последнее время полюбил сериалы «с разветвлениями»: это когда рядом с главным героем-ментом борются с преступностью его боевые друзья, которые, в свою очередь, становятся главными в следующем сериале с другим названием. И когда появляется анонс этого следующего сериала, в котором все те же лица, но сюжет уже другой, крыша запросто может поехать.
Несколько лет назад бдительные депутаты решили с этим злом побороться. Разъясняя суть законопроекта, его автор говорил: «Количество прерываний телепрограмм для продвижения других телепродуктов подчас не позволяет посмотреть уже выбранные передачу и фильм. А все потому, что по ныне действующим нормам телеанонсы не являются рекламой и их размещение ничем не ограничено. Поэтому в законопроекте предлагается считать рекламными блоками и анонсы, которые должны функционировать по рекламным правилам». Но инициатива поддержана не была.
А еще наше ТВ очень полюбило всплывающие баннеры — это когда внизу или в углу экрана появляется плашка с анонсом следующей передачи. Выплывают они, как правило, в самый неподходящий момент, заслоняя какую-нибудь важную деталь в кадре. Например, запросто можно так и не узнать, какое орудие было в руке убийцы, потому что руку эту заслоняла сексапильная блондинка, ведущая музыкальное шоу в завтрашнем эфире. Или это делается специально? Зритель будет раздражен и, значит, запомнит и блондинку, и время?
Лидером самопиара у нас, безусловно, является «Первый». Зрители давно привыкли к тому, что если на канале грядет какая-нибудь громкая премьера, ее герои будут на экране целыми днями. Помимо вышеупомянутых роликов нам представят их в «Смаке» и «Вечернем Урганте», в утренней информационной программе и в «Кто хочет стать миллионером?». Наверное, с точки зрения продвижения продукта это правильно. Но часто мешает. Не всегда в голове укладывается, что вот эта холеная дамочка, готовящая в «Смаке» стейк из мраморной говядины, и есть та самая полуголодная провинциальная сиротка из сериала. Образ разрушается. Ну и, конечно, настоящим шоком для зрителей стала приснопамятная рекламная кампания фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», когда великого барда и все связанное с ним выдали в эфир в таком количестве, что, кажется, могли навсегда отбить любовь к его творчеству.