Сериал «Олдскул» на платформах Premier и START едва дошел до середины, но в связи с ним уже завязалась ожесточенная полемика. Правда, темой ее стало не качество проекта, хотя и тут мнения неоднозначны, а... состояние дел в родном образовании. Понятно, действие-то разворачивается в школе. Ситуация же в данной сфере сейчас устраивает, видимо, лишь чиновников соответствующих ведомств. И дело даже не в спорном ЕГЭ, кому-то представляющемся абсолютным злом, кому-то — панацеей. А в том, что в триаде учитель — ученик — родители именно первый оказался наиболее бесправным.
Mария Павловна Трофимова — математичка. У нее 35-летний стаж, три академика среди бывших воспитанников и звание «Заслуженный учитель СССР», полученное ею последней в исчезающей стране. Тут есть маленькая нестыковка. События происходят в наши дни, стало быть, преподавать героиня начала в конце 80-х. Могла ли она удостоиться столь высокой оценки труда за пару лет работы? Впрочем, это мелочи.
Марьпална в исполнении Марии Ароновой представляет собой слегка шаржированный образ строгой училки из советской десятилетки, со стандартным набором афоризмов, типа «а голову ты дома не забыл?», и деревянной указкой — таким же символом всевластия, как скипетр у царя. В своем профессиональном развитии она явно отстает от времени. Поэтому паническую атаку, случившуюся с учеником вследствие перепалки с ней, всерьез не воспринимает (подумаешь, какие нежные все стали!). А зря. Родители устраивают скандал, и, чтобы замять его, «заслуженную» отправляют на соответствующий отдых. Пенсия для деятельной Трофимовой — сущее наказание. Но тут объявляется бывший зять, большой человек, и предлагает героине место в школе на Рублевке. Сверхзадача — взять там под опеку его дочь (и, соответственно, ее внучку), на которую он из-за козней бывшей жены не может оказывать влияние.
В этом-то элитном учреждении Марьпална и сталкивается с новой реальностью. Здесь юных оболтусов принято холить и лелеять. И вовсе не потому, что все они без исключения родились с серебряной ложкой во рту. Нет, так требует продвинутая педагогика: учащийся должен чувствовать себя самоценной личностью, вне зависимости от успехов в науках и поведения. Кстати, за последнее оценок не ставят. Достоинство они, видите ли, унижают.
Героиня выглядит динозавром. Ей трудно понять, почему наглому старшекласснику нельзя дать подзатыльник, а недовольный уроком недоросль может встать и выйти из класса. Но в показе этого непонимания есть и явное преувеличение. Трофимова последние лет двадцать не работала по профессии и вообще не общалась с молодежью, что ли? Ее ставят в тупик «кринж», «буллинг» и другие словечки из сленга зумеров. В простой школе, где она вкалывала раньше, дети говорили исключительно на языке русских классиков? А что так удивляется электронному журналу и интерактивной доске? Они ж теперь повсеместно внедрены. Но не суть, «Олдскул» — комедия все-таки, с полагающимися условностями. Хоть и снятая в модном жанре мокьюментари, но все же не масштабная картина эпохи.
В одной из серий есть эпизод, как раз и спровоцировавший упомянутую дискуссию. Подросток плюет в лицо сначала учителю, потом завучу и директору. В каком смысле плюет?! В прямом. «Слюной, как плевали до эпохи исторического материализма», — объяснил бы великий комбинатор. Что после него началось в Сети! Среди возмущенных откликов появился и такой: «Я преподаю в школе, считающейся элитной. У нас разные дети, но подобной дичи не было и близко!» В ответ звучали контраргументы: «Ну, может, до плевков еще и не дошли... Но осознанное провоцирование педагога на грубую реплику или даже физическое воздействие (например, выталкивание за дверь) случается довольно часто. При этом одноклассники снимают на телефоны все происходящее, а потом выкладывают в Сеть. Как результат — увольнение, а то еще и чего похуже».
Кто-то припомнил недавний резонансный случай в Екатеринбурге. Там молодой и талантливый учитель физики, продолжатель династии, доведенный хамством старшеклассника, силой притащил его к директору. Мамочка подала в суд. Препода признали виновным в «неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» и приговорили к полутора годам исправительных работ, несмотря на дружное заступничество администрации и родителей других учащихся. Захочет ли парень вернуться к прежнему занятию, если вдруг разрешат? Да ни за какие коврижки. И дело, разумеется, не в нищенской зарплате, о которой дружно говорят коллеги «преступника»...
По мнению многих пользователей, главная беда в том, что нынешняя школа — не место, где сеют разумное, доброе, вечное, а учреждение, оказывающее образовательные услуги. Родители — заказчики. Клиенты то есть. А клиент всегда прав.
В сериале, естественно, все закончится хорошо, как и подобает комедии. Героиня Ароновой найдет способ примирить «старую школу» и продвинутые методы воспитания молодежи. Но вряд ли ее приключения послужат примером «юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого». «Олдскул» призван смешить, а не романтизировать профессию, как фильм «Доживем до понедельника». Между тем дефицит педагогических кадров в школах страны превышает полмиллиона человек...