В 326 году византийская царица Елена, мать императора Константина, едет в Иерусалим на поиски Креста Спасителя. По древнеиудейскому обычаю орудия казни обычно зарывались вблизи самого места казни. Там обнаружили три креста и отдельно лежащую табличку: "Иисус Назарянин Царь Иудейский". Как же было узнать, который из крестов Крест Спасителя? Необходимо было знамение, и оно совершилось.
По совету Иерусалимского Патриарха Макария, который вместе с царицей Еленой обнаружил кресты, их стали один за другим подносить к одной тяжко болящей женщине. От двух крестов ничего не произошло. Когда же возложили третий Крест, то она тотчас исцелилась.
Предание утверждает также, что как раз в это время двигалась мимо похоронная процессия. И воодушевленные только что произошедшим чудом люди стали возлагать кресты на усопшего. И также от первых двух крестов ничего не произошло, а от третьего Креста, уже ознаменованного чудом, усопший ожил. Вот почему Крест Господень называют Животворящим.
Можно представить себе, какая радость и восторг охватили всех присутствующих, которые волей Бога стали свидетелями обретения Креста Господня. Весть о находке быстро распространилась по городу. Бесчисленное количество людей хлынуло на Голгофу, все хотели поклониться и приложиться ко Кресту Господню. Но многие даже не могли увидеть его и стали, как говорит предание, просить хотя бы показать Крест, на котором был распят Христос, поднять его высоко. Вот откуда появился удивительно красивый обряд воздвижения, то есть поднимания увитого цветами креста в церкви на праздничной всенощной этого дня.
В чем смысл этого праздника для нас? О какой державной победе христианства можно говорить, когда мир пребывает в злодеяниях и ненависти? Почему в акафисте Кресту утверждается, что Крест - "Православия несокрушимая победа"? Может быть, имеются в виду победы прошлого, о которых повествует церковное Предание?
Вдумаемся в само слово "победа", как его понимает христианство. Что значит воздвигать Крест и петь про победу Христа? Не значит ли это прежде всего верить, как сказал апостол Павел, в Христа Распятого? Крестный знак - это знак единственного по своему смыслу и значению страдания. Сейчас церковные кресты украшены золотом, но ничто не затмит изначальный смысл креста как орудия позорной и мучительной казни. Незадолго до Своего распятия Христос сказал Своим ученикам: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16, 33). Не забудем этот страшный закон христианства. Бог хочет от нас не простого и красивого поклонения прошлому - не внешнюю победу принес Христос. Вспомним, Ему предложено было стать царем земным, но Он отверг это предложение, что и разожгло неуемную злобу.
Вся тайна христианства и победа его - в радостной вере в Воскресение, то есть в то, что Распятый, Отвергнутый, Оплеванный открыл путь в новое Царство Вечной Жизни.
Воздвижение, которое празднуется в самом начале церковного года, напоминает нам истинные основы христианской жизни - добровольный крестный путь вслед за Христом, который воссияет в вечности истинной победой.