Весна все-таки когда-нибудь да придет. И вместе с ней — желание быть красивыми и нравиться. А следом вечный женский вопрос: что надеть? Помочь ответить на него призваны программы о моде. Их на нашем ТВ несколько. Они в чем-то похожи, в чем-то нет. Но цель у всех примерно одна: убедить зрительниц, что некрасивых женщин не бывает, а бывают те, кому лень изменить свою жизнь к лучшему.
Дурнушка превращается...
Абонентам кабельного и спутникового телевидения доступны несколько каналов, полностью посвященных моде: World Fashion Channel, Fashion TV и другие. Мир, показанный в них, очень красив, но весьма далек от нашей повседневности. Это мир знаменитых кутюрье, дорогих топ-моделей, новаторских идей.
Нам ближе программы «Гардероб навылет» на «Домашнем», «Тренди» на MTV, «Дурнушек.net» на ТНТ, «Модный приговор» на «Первом» и «Снимите это немедленно!» на СТС. На последних двух мы и остановимся. И не только потому, что они выходят по многу лет и являются рейтинговыми лидерами в данном тематическом сегменте. Но и потому еще, что их язык общения со зрителями точно отражает место моды и индустрии красоты в нашей стране.
В «Модном приговоре» в соответствии с названием действие должно вызывать аналогии с судебным процессом. Все начинается с того, что истец подает в суд на своего родственника или знакомого за то, что тот совершенно не умеет одеваться. Суд выслушивает истца и ответчика, а потом осматривает вещи последнего. Затем ответчик отправляется в магазин, там ему подбирают три варианта одежды. После этого проходит первое дефиле. Выбор обсуждается обвинителем, защитником, свидетелями и независимым экспертом. Затем устраивается второе дефиле, где обвиняемый демонстрирует три комплекта, подобранных для него уже профессиональными стилистами.
Ну а потом — голосование. На подиум вывозят две вешалки с вариантами одежды с двух дефиле. Зрители в студии голосуют за один из них. По итогам голосования комплект, набравший наибольшее количество голосов, ответчик получает в дар.
В программе «Снимите это немедленно» другой заход. Ведущие первым делом безжалостно отправляют в корзину весь гардероб будущей красавицы. Несчастную раздевают до нижнего белья и подвергают критике ее фигуру. Ну а потом стилисты осуществляют с ней примерно то же, что и в «Приговоре»: причесывают, наряжают, красят.
Как отбирают Золушек
За исключением специальных праздничных выпусков программы, когда на суд приглашаются звезды шоу-бизнеса, в «Модном приговоре» участвуют обычные зрители, заполнившие анкету на сайте канала. Они и их родственники носят те самые имена, которые звучат в кадре. Поклонники программы сетуют, что подавляющее большинство героев — женщины, а ведь у мужчин проблемы со стилем в одежде бывают куда острее. Но что поделаешь — именно дамы больше склонны к метаморфозам во внешности. К тому же мужчине гораздо сложней кардинально поменять прическу. И уж, конечно, его не накрасишь. Значит, и превращение не получится столь эффектным.
Женщин, жаждущих за чужой счет превратиться из золушек в принцесс, в стране немало. Заявки идут непрекращающимся потоком. Какими же принципами руководствуются авторы программы, отдавая предпочтение той или другой даме? Основных принципа два. Во-первых, у претендентки должна быть какая-то история, которая вызовет у зрителя сочувствие. Просто сообщить о том, что твоя внешность тебя особо никогда не волновала, не прокатит. Не слишком приветствуются и банальные ситуации вроде полноты, появившейся после родов. Но вот если ты влюбилась, а предмет твоего обожания тебя даже не замечает, совсем другое дело. Во-вторых, что уж греха таить, у претенденток, внешность которых не поддается никаким кардинальным изменениям, шансы стать героиней программы малы. Ну и плюс множество нюансов. Так, например, у длинноволосых женщин шансы выше. По словам ведущего Александра Васильева, 55% успеха — это прическа. А что делать с коротко стриженной красавицей?..
Существуют и некие нехитрые приемы, позволяющие превращение героинь сделать наиболее эффектным. Так, непритязательный стиль ответчика намеренно утрируется. Например, обвинитель сообщает, что ответчик всегда ходит только в мешковатых балахонах, что на самом деле не так. А участницы программы «Снимите это немедленно!» рассказывали, что перед съемкой им на протяжении нескольких дней запрещалось мыть голову. Это чтобы превращение засаленной шевелюры в роскошную прическу выглядело особенно эффектным.
Истец с ответчиком и стилисты отправляются в магазины, имеющие договор с производителями программы. Некоторые участники сетовали на то, что в их торговой точке ассортимент был достаточно ограниченным, приходилось выбирать из того, что есть.
Но и стилистам приходится непросто. Они — профессионалы и права на грубую ошибку не имеют. А количество магазинов, с которыми существует контракт, невелико. Мало того что в них просто может не оказаться моделей одежды и обуви, идеально подходящих героиням, так ведь надо еще подобрать целых три комплекта с нужными размерами, выдержанной гаммой и силуэтом.
Наряды с победившей вешалки действительно дарятся участницам. Но с условием: все три комплекта должны вписываться в бюджет. Если же сумма окажется большей, от чего-то придется отказаться. Впрочем, стилисты считают хорошо, и такое происходит крайне редко. Приятное с полезным
Как мы уже сказали, женщины составляют подавляющее большинство героев «Модного приговора» и «Снимите:». Но они же составляют большинство и среди зрителей. Вопрос: насколько интересно смотреть, как не их самих и даже не их знакомых, а совершенно посторонних дам превращают в красавиц?
Не только интересно, но и полезно, уверены авторы. Между прочим, мы уже не раз сравнили процесс, происходящий в студиях программ, со сказкой про Золушку. А ведь известно, что именно этот сюжет (про чудесное превращение) является одним из самых распространенных в мировом кино и востребованных у зрителя. Вспомните, к примеру «Красотку» с Джулией Робертс. Как раз то самое. Подсознательно люди примеряют этот сюжет на себя: вот однажды кто-то взмахнет волшебной палочкой...
Но в данном случае речь идет не только о сладких грезах, но и о руководстве к действию. Видя, как немного надо сделать для того, чтобы изменить жизнь, кто-то, возможно, и сам предпримет некие шаги. Отсюда второй вопрос: а насколько актуальны все эти стилисты, визажисты, бутики для среднестатистической российской домохозяйки?
Авторы «Приговора» убеждены, что позиция: «Я плохо выгляжу, потому что плохо зарабатываю», — подразумевает лишь нежелание что-то менять. Ведь все равно же каждый человек что-то носит. И чем ниже материальные возможности, тем непростительнее ошибки. Кстати, по уверению тех же авторов, своих героев и стилистов они отправляют не в какие-то эксклюзивные бутики, а просто в хорошие магазины с качественным ассортиментом. И цель они ставят перед собой такую, чтобы зрительницы, придя в привычный магазин, по-новому взглянули на представленные в нем вещи.
Из зрительских отзывов
Такое ощущение, что из программы в программу работают одни и те же стилисты. Они все делают очень грамотно. Но не находят в каждой героине изюминки.
***
Конечно, может, шпильки и узкая юбка очень хороши на этой женщине, когда она на подиуме. Но интересно, насколько они уместны на ее работе?
***
Есть такая присказка: это не безвкусица, это вкус такой. Некоторые молоденькие девчонки прекрасно осознают, что одеваются не по правилам. Но, может, именно это нужно им для самовыражения?
***
Не понимаю фишки, когда домохозяйке с тремя маленькими детьми, которая никогда волосы не красила и ходит все время с хвостиком, делают какую-то сложную прическу, требующую долгой укладки. Ежу же понятно, что повторить в домашних условиях она ее не сможет.
***
Передача заряжает энергией. После нее бегу в салон, а при наведении порядка легче выбрасывается все старое. Полностью согласна: с тряпками надо расставаться легко.