Все инвестирующие в Крым получат налоговые льготы, решило вчера правительство РФ. Эксперт «Труда» Андрей Бунич согласен, что льготы нужны, причем беспрецедентные. Однако в случае успеха они могут вызвать вопросы у остальных регионов: а мы чем хуже?
Спрашивается, а зачем вообще создавать тепличные условия для Крыма? Там хватает традиционных сложностей и новых издержек: это переход с гривны на рубль, новые зарплаты и неизбежные скачки цен, ожидаемые сложности с водой и электроэнергией, проблемы транспортной логистики. Ну и главное — отсечение украинского рынка сбыта, на который до сих пор было завязано 80% крымской экономики.
Чтобы предприниматели не испугались вкладывать деньги, считает президент Союза предпринимателей и арендодателей экономист Андрей Бунич, надо освобождать инвесторов от налогов и таможенных пошлин как минимум на пять лет с возможностью продления. Плюс создать особые условия для реализации произведенной в Крыму продукции на территории России. Без этих вещей придется давать постоянные дотации из бюджета, а это тупиковый иждивенческий путь. «Сейчас эйфория, но она скоро пройдет, — говорит экономист, — после чего другие регионы начнут возмущаться, что находятся в неравных условиях. Представьте, что в семью вернулся блудный брат, ему обрадовались, посадили за общий стол. А он говорит: я буду есть больше всех и только самое лучшее, а вы после меня и то, что останется. Такая ситуация остальных 83 братьев не устроит. Тем более что только в 2014-м в Крым собираются вложить сумму, сопоставимую с бюджетом Москвы».
Возможно, некоторые инвесторы даже захотят перевести свой бизнес в Крым. Тем более что проекты замышляются масштабные. Уже сегодня говорят о мероприятиях ближайшего времени: реконструкция крымского участка автомобильной дороги Херсон — Джанкой — Феодосия — Керчь стоимостью 1,4 млрд долларов, строительство перехода через Керченский пролив — 1,2 млрд долларов, реконструкция морских портов в Ялте, Керчи, Евпатории, Феодосии — 1,8 млрд долларов.
«Напомню, что именно за счет особых экономических зон поднялся Китай, — продолжает эксперт. — Это очень эффективный инструмент для стимулирования экономики Крыма — льготы в ответ на удорожание издержек. С другой стороны, придется следить за тем, чтобы полуостров не превратился в черную дыру — не начались, например, фиктивные растаможки товаров и техники якобы для Крыма или процессы криминализации и бюрократизации. И, конечно, обязательно надо соблюдать баланс, чтобы краснодарская продукция выдерживала конкуренцию с крымской».
Что до видов бизнеса, которые могут прийти в Крым, Андрей Бунич считает, что не надо изобретать велосипед, то есть это курортный, агропромышленный, туристический и рыболовецкий секторы. Что касается судостроительного завода «Море», севастопольских доков и других промпредприятий времен СССР, туда необходимо направить экспертов и выяснить, подлежат ли они восстановлению после стольких лет запустения.