Главная Жизнь 00:02 28 Ноября 2012 136
«Местечковая» авиация получит поддержку государства

Правительство сделало первый шаг по развитию региональной авиации

Анатолий Журин, Елена Гончарова

Правительство России выделяет по 750 млн рублей в год на господдержку региональных перевозок. Причем из них 300 млн получит Приволжский округ, выбранный для обкатки новой модели.

В России уже 20 лет региональное авиасообщение в глубоком кризисе. Отменены сотни маршрутов, приходят в запустение взлетные полосы и аэродромное хозяйство. Во многие города, нередко даже расположенные в одном округе, приходится лететь через Москву. Главная проблема в том, что авиакомпаниям невыгодно заниматься региональными перевозками. Выручка от продажи дешевых билетов не покрывает затрат, а если цены поднимать, то моментально падает загрузка рейсов.

До сих пор попытки сохранить маршруты носили локальный характер. Так, с 2009 года при полетах в Калининград и Владивосток билеты с 50-процентной скидкой покупают пассажиры младше 23 и старше 60 лет. Предельный размер субсидии на одного пассажира, к примеру, в первом случае составляет 2250 рублей (а стоимость билета, соответственно, 3600 рублей).

Теперь из казны намереваются оплачивать полеты пассажиров вне зависимости от возраста. И замглавы Минтранса Валерий Окулов считает, что размер субсидии составит от 35 до 50%. По расчетам, при таких ценах люди должны самолетам отдавать предпочтение перед прочими видами транспорта. Поэтому в Приволжском округе, например, на следующий год в программу развития региональных перево-зок включили 52 новых маршрута.

Перечня всех направлений пока нет, но ясно, что перевозчики постараются получить бюджетные деньги. «Наша компания специализируется на региональных авиаперевозках, и, если субсидии будут выделяться для развития перелетов на Дальний Восток и в близлежащие районы, мы хотели бы принять участие в конкурсе», — отметила в разговоре с «Трудом» пресс-секретарь авиакомпании «Якутия» Татьяна Самсонова. На большую часть выделенных средств претендует «Аэрофлот», на долю которого с учетом дочерних компаний приходится 32,5% внутренних перевозок. На втором месте по региональным перевозкам находится UTair — 16,6% рынка. Третью позицию занимает компания «Сибирь» — 16%.

Однако у специалистов возникают вопросы. И первый — по поводу парка региональных самолетов: на чем будем летать? На недавней конференции «Региональная авиация России и СНГ — 2012» специалисты признали, что предложение ограничено Ан-148 и Ан-140.

Потому что только такие неприхотливые машины способны приземляться на полосах провинциальных аэродромов, больше похожих на картофельное поле. Кстати, перспективы производства этих самолетов весьма туманны. Как и регионального Ил-114, так, по сути, и не получившего добро на серию.

Российский авиапром не предлагает региональным авиаперевозчикам в нужном количестве современный тип воздушного судна вместимостью 50-80 пассажиров, который мог бы заменить действующие Ан-24/26 и Ту-134. Ясно, что требуются не любые современные турбовинтовые самолеты, а широко и успешно апробированные в суровых условиях Севера и Дальнего Востока. Пока же за три последних года российским авиакомпаниям было поставлено 83 региональных самолета, но из них лишь 11 российского производства (три Ан-140 и восемь Ан-148).

Еще вопрос. Программа субсидирования региональных перевозок, прежде чем ее объявили, прошла согласование с рядом министерств, и реализовываться она будет частично из федерального бюджета и частично — из бюджетов субъектов. В перечень льготных маршрутов, по идее, должны были попасть свыше 80 населенных пунктов, в которых отсутствует железнодорожное сообщение. Но из 30 субъектов, определенных под действие этой программы, ею воспользовались только шесть.

Авиационные эксперты указывают на целый ряд факторов, тормозящих развитие региональной авиации. Здесь и недостаточная господдержка, и фактическое отсутствие системного подхода к решению ее проблем, и устаревшая неэффективная, в том числе и аэродромная авиатехника, и низкая платежеспособность населения.

Отсюда и малая авиационная подвижность населения, составляющая в России 0,4 полета на человека в год, а в США — 2,5.

А между тем малая авиация — единственное средство транспортной доступности для 15 млн человек, 28 тысяч населенных пунктов, 60% территории РФ.

А как у НИХ?

В США регулярные авиаперевозки обслуживают 378 аэропортов, и только один из них находится в частных руках. А еще имеются около 19 000 малых аэропортов, причем только 5000 из них имеют ВПП с твердым покрытием. 4172 из этого числа также находятся в государственной (public) собственности. Большинство этих небольших аэропортов обслуживают легкомоторную авиацию. В США субсидирование за счет средств федерального бюджета производится по программе Essential Air Service (EAS). Через департамент транспорта США с 1978 года распределяются субсидии авиакомпаниям, выполняющим полеты в небольшие населенные пункты, расположенные по всей стране. Субсидируются коммерчески непривлекательные авиалинии, которые не получили бы регулярного авиасообщения без субсидий.

Программа действует в 32 штатах основной территории страны, на Гавайях и на Аляске, по ней обслуживаются авиасообщения в 153 населенных пунктах США. Программа субсидирования увеличилась с 54 млн долларов в 2011 году до 143 млн долларов в 2012 финансовом году.

Голос

Валерий Смирнов, советник генерального директора ФГУП «Администрация гражданских аэропортов и аэродромов»

— В организации воздушного сообщения по местным линиям пока нет четко выраженной стратегии. В перевозках пассажиров участвуют много юридических лиц, но все они представляют три стороны — авиаперевозчик, аэропорт и организация воздушного движения. У каждого свои проблемы — например, с воздушными судами, с наличием современного оборудования для обслуживания и аэродромного оснащения. Пока не видно авиакомпаний, серьезно настроенных на региональный бизнес, и не сбалансирована под перевозки сеть региональных и местных аэропортов.

Аэропорты, получающие от правительства финансовую помощь (гранты), могут использовать эти ресурсы только для компенсации своих издержек, не покрываемых сборами с авиакомпаний. Они также не могут направлять доходы, получаемые от неавиационных видов деятельности, своим собственникам, поскольку обязаны направлять все свои доходы только на нужды аэропорта. Во многих регионах местные линии субсидируются из местных бюджетов — расходы авиаперевозчиков превышают доходы на этих линиях, и сделать такие маршруты окупаемыми пока невозможно. Получить дотацию можно только на конкурсной основе, плюс региональные власти предлагают перевозчикам сотрудничество больше по единичным маршрутам. Плюс пробелы в законодательстве — надо срочно вносить изменения и дополнения, которые учтут международную практику, введут обоснованную классификацию гражданских аэродромов и аэропортов, четко уточнят перечень федеральных авиационных правил: недостающие — дополнят, действующие — адаптируют и гармонизируют. То же касается других федеральных законов и норм, напрямую или косвенно влияющих на функционирование гражданской авиации. А разовые и бессистемные субсидии проблему воздушных перевозок по местным воздушным линиям не решат. Без перечисленных мер эти деньги просто перейдут авиакомпаниям, но существенного улучшения перевозок мы не дождемся.

 

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

По словам аналитика, без него противник не удержит значительную часть территорий на западе ДНР и в Днепропетровской области

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Если вооружённые силы Украины (ВСУ) потеряют город Красноармейск (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике, то это событие будет сопоставимо с потерей Авдеевки или Угледара. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания...

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4732
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 2973
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 2832
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2574
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?