Евгений Погорелов — хозяин Лавки чудес, хоть и торгуют здесь всего лишь табаком. Зато тут вас встретит справа якорь с древнегреческой галеры, слева модель подлодки «Наутилус» из романа Жюля Верна. Штурвалы, барометры, куски корабельной обшивки, а еще целая коллекция курительных трубок... Полюбуемся, а заодно и расспросим, откуда что взялось?
С самого начала разговора мы условились держаться ближе к морской теме, чтобы не быть заподозренными в пропаганде курения. Однако в этой лавке она, видимо, неотделима от табачной. «Кстати, табак на кораблях из Южной Америки в Европу пришел, — рассказывает Евгений. — Это моряки завезли и новый товар, и новую традицию. Плохая она или хорошая, не нам одним судить. Вот, скажем, Петр I считал, что дело хорошее — с устатку выкурить трубочку».
Хорошая трубка и в те годы стоила немало, и сегодня за авторскую, художественно выполненную отдадут хорошие деньги. И даже доплатят, чтобы она в серии не повторялась. А мой хороший знакомый, скульптор, резчик по дереву, как раз позвонил мне недавно с вопросом: «Может, слышал, что кто-то старую яблоню на даче вырубить собрался? Из такого дерева замечательные трубки получаются».
«Вот, познакомь нас, — подхватывает тему Евгений. — У меня как раз выставка готовится. Будут и трубки с историей».
В подтверждение хозяин лавки достает из кармана неказистую на вид, но аккуратно сделанную трубку. Оказывается, она не так проста, как кажется, у нее примечательная судьба. Попала к нам из США в Великую Отечественную, можно сказать, по ленд-лизу. Я не сразу этому утверждению верю — знаю, что по тому договору к нам поступало продовольствие, вооружение, техника — танки, паровозы, автомобили, самолеты. Но чтобы трубки?
Оказывается, американцы, воодушевленные победами Красной армии, пытались по-своему поблагодарить союзников. К примеру, в бардачках поставленных морскими конвоями «виллисов» вдруг оказывались перчатки или шерстяные носки. А эта трубочка вместе с табаком нашлась в кабине самолета-истребителя, рядом лежала записка на английском: «Закурим, товарищ!».
Видно, трубкой пользовались! К Евгению она попала в изношенном виде, сильно покусанная на мундштуке. Скорее всего, хозяин с ней часто делился переживаниями. Погорелов решил ее отреставрировать: приладил новый мундштук, а чубук, куда табак закладывается, сохранил, он и сейчас смотрится хорошо. Трубку эту ему подарил старинный приятель, его отец в войну летал на американской «Аэрокобре». Так что этой замечательной реликвии уж точно более 80 лет.
.jpg)
Такая вот история...
Пока Евгений мне ее рассказывал, в лавку зашла женщина, видно, что из постоянных посетителей. Повела носом и пришла в восторг: «Ах, какой запах!» Действительно, в магазине даже стены пропахли дорогим табаком. Не сигаретами, а именно тем, что порезан для трубки. Но чтобы определить это, надо иметь соответствующий опыт. Так оно и оказалось: дама по профессии врач и, представьте, курит. Говорит, борется с дурной привычкой, но уж слишком часто случается на работе сталкиваться со стрессом. А подымит — отвлекается. Но интереснее другое: в доме у нее пять трубок. Каждая хранится в отдельной коробочке. Все исторические: три — еще отцовские, а две остались от покойного мужа: «Это как память о человеке. Пять трубок, пять запахов — их никак не перепутаешь...»
Но вернемся в Лавку чудес. Все, что украшает этот магазин, сделано руками хозяина. Но откуда взялись морские мотивы, если Евгений Погорелов совсем не моряк? Родился в Сибири, живет в Москве, а семейные корни — на Белгородчине. Оказывается, его любовь к морю — из книг.
«Этот «Наутилус» родился в моем воображении. С детства обожал книги Жюля Верна, вот и решил отразить это предметно. Считай, ностальгия сработала. Кстати, собрана моя подлодка из самого подручного материала. Иллюминаторы — кусочки пластиковых бутылок, окантовки — прокладки для водопроводных труб. Капитанская рубка — стаканчик от мороженого, «глаз» перископа сделан из наушника. Фигурка морского конька нашлась по случаю и тоже пригодилась! Корпус лодки, конечно, пришлось делать специально...
А мне вспомнились билборды на дорогах 90-х годов с Наполеоном, у которого почему-то подбит один глаз. «Минздрав предупреждал!» — это о вреде курения. Хотя при чем тут Бонапарт, который, как известно, табаком не баловался, осталось загадкой. Зато Хемингуэй, Курчатов, Пришвин, Симонов, Сталин, комиссар Мегрэ трубку уважали. И никто им глаз не подбивал.