Правительство и Кремль раскритиковали законопроект о волонтерстве. Проект предполагал создание единого государственного реестра добровольцев. Но специфика волонтерства такова, что не позволяет контролировать работу движений из некоего единого центра.
Дмитрий Орешкин, политолог
— Идея сама по себе плохая хотя бы потому, что имеет массу подводных камней. Положим, горит лес, а вы с друзьями затушили пожар. Теоретически вас могут оштрафовать за незарегистрированную волонтерскую деятельность. Но хуже другое: законопроект изобретен на фоне многочисленных запретительных инициатив Думы. Чиновники понимают, что плавно теряют уважение граждан, и пытаются компенсировать эти потери напором мелочной регламентации. Они окунаются в иллюзии контроля. Но это только иллюзия.
Владимир Хромов, директор «Союза волонтерских организаций и движений»
— Сейчас и так есть правовые нормы, в которых фигурируют волонтеры. Их можно найти и в законе о благотворительных организациях, и в законе о некоммерческих организациях, есть отдельные положения и в Гражданском кодексе. Мы в правовом поле, и это доказанный факт. Потому нет смысла громоздить дополнительные законы. Работа волонтеров регулируется самими волонтерами. С другой стороны, мы не против умеренных поправок в уже действующие акты. Давно пора формально уравнять слова «доброволец» и «волонтер».
Если возникают проблемы взаимодействия с госструктурами, то их можно решить с помощью документов МЧС, актов о чрезвычайных ситуациях и так далее. В случае необходимости можно вносить в них поправки. Также нас беспокоит, что новый закон обернется жестким контролем за добровольцами. Появятся дурацкие разделения на официальных и неофициальных волонтеров. Во всем мире государство создает инфраструктуру, удобную для добровольцев и самого себя. Сперва нужно наладить грамотную коммуникацию с чиновниками. И все же: примут ли закон? Всякое возможно. Однако мы продолжим помогать всем нуждающимся.
Алексей Мухин, Директор Центра политической информации
— Контролировать волонтеров необходимо, поскольку их действия не должны вступать в противоречие с действиями других организаций по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статус волонтера должен быть определен в нормативном поле. Нужно создать официальные аппараты, чтобы регулировать отправку волонтеров в те или иные регионы. Их не должно быть слишком много и слишком мало. Когда статус волонтера определится, в их организации пойдут новые люди. Сейчас многие опасаются становиться на путь добровольца: вдруг кто-то захочет использовать людей в чьих-то политических игрищах?