Мюзикл «Русалочка», один из самых успешных проектов компании «СтейджЭнтертейнмент», на днях получил престижную премию «Золотая маска». Награду вручали герои «Призрака оперы», следующего мюзикла «СтейджЭнтертейнмент». Жест оказался символичным: «Русалочка» ушла из московской афиши, уступив место другим постановкам. В «Россию» скоро переедет мюзикл «Чикаго», а во Дворце молодежи с осени будет идти легендарный «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера.
Мюзиклы, появившиеся в России всего лет пятнадцать назад, полностью освоились в нашем культурном пространстве. В индустрии зрелищ, сочетающей искусство и бизнес, определились свои лидеры. Компания «СтейджЭнтертейнмент» сильнейшая. Продюсер, генеральный директор компании Дмитрий Богачев делает ставку на высокий профессионализм: «Аудитория, цены, реклама — все это важно, но не первично! Секрет зрительского успеха и популярности любого мюзикла — в увлекательной истории, талантливо и искусно рассказанной всеми доступными постановщикам средствами художественной выразительности, в безупречном качестве формы. От красивой идеи до ее блестящей реализации — долгий и трудный путь! Сначала нужно создать произведение, продукт, который собираешься предложить зрителям, а уж потом, собственно, предлагать».
Предваряя следующую премьеру, Дмитрий Богачев признался, что для него «Призрак оперы» — колоссальная ответственность: «Нам потребовалось 10 лет работы и семь предыдущих успешных мюзиклов, чтобы приобрести необходимый опыт, отработать технологии и завоевать доверие миллионов зрителей». Премьера мюзикла состоится на сцене МДМ 4 октября. «Призрак оперы» не без оснований называют главным мюзиклом всех времен: его кассовые сборы по всему миру превысили 5 млрд долларов, а это больше, чем совокупные сборы самых популярных в истории голливудских фильмов «Титаник» и «Аватар» и намного больше концертных сборов мировых поп-звезд. По данным интернет-опросов и фокус-групп «Призрак оперы» самый ожидаемый мюзикл в России. Неудивительно, что за шесть месяцев до московской премьеры продано около 10 тысяч билетов. «Русалочку», которая шла на сцене театра «Россия» ежедневно в течение полутора лет, посмотрело почти 700 тысяч зрителей. Сборы мюзикла достигли 1,5 млрд рублей, и пока это российский рекорд.
Конкурировать со «СтейджЭнтертейнмент» практически невозможно, зато можно отличаться — индивидуальной темой, стилем, музыкальным направлением. Ведущие «игроки» на поле мюзикла занимают свои, определенные ниши. Так, Театр мюзикла позиционирует себя как театр русского мюзикла. «Жизнь прекрасна», «Времена не выбирают», «Растратчики» завоевали свою публику. Осенью к русским мюзиклам прибавится актуальная «Золушка» Раймонда Паулса на либретто Дмитрия Быкова.
В «Московской оперетте» уверены в собственном бренде, и недавно даже решили прекратить участие в «Золотой маске», посчитав, что решение нынешнего жюри было несправедливым и даже дискредитировало сами жанры мюзикла и оперетты. «Сегодня оперетта и мюзикл переплетены, — считает завлит театра Алла Туева, какая-то часть зрителей ходит только на наши мюзиклы, часть — только на оперетту, но в основном аудитории пересекаются, публике интересны оба жанра. Звезды нашего театра участвуют и в мюзиклах: на «Фанфан-Тюльпан» ходят ради Юрия Веденеева, а на «Цезаря и Клеопатру» — ради Герарда Васильева. К началу следующего сезона готовится премьера — мюзикл «Джейн Эйр» по мотивам романа Шарлотты Бронте.»
Свой путь ищет новый театр «Аквамарин». Оригинальный мюзикл «Остров сокровищ», поставленный Ниной Чусовой на стыке музыкальных и драматических жанров, обещает стать хитом. Соблюдены все каноны — есть приключенческий сюжет, песенность мелодий, масштабные декорации, спецэффекты. Но есть и особенности — наряду со взрослыми актерами в спектакле активно заняты актеры-дети, уже приближающиеся к звездному олимпу (как, например, Лев Аксельрод, участник телешоу «Голос»).
Разнообразие палитры мюзиклов говорит о том, что этот жанр окончательно утвердился на московской сцене. Теперь поставить собственный мюзикл решаются не только гиганты вроде «СтейджЭнтертейнмент», но и маленькие театры, заинтересованные в развитии этого непредсказуемого жанра. Можно не бояться — залы пустыми не останутся.
Дмитрий Богачев, продюсер, глава театральной компании «СтейджЭнтертейнмент»:
— Ваш следующий проект — «Призрак оперы». На что делаете ставку?
— Зрители знают, что это будет фантастически красивая постановка с хорошо известной и узнаваемой музыкой Эндрю Ллойда Уэббера, традиционно безупречным вокалом актеров и великолепным оформлением спектакля. «Призрак оперы» по своей зрелищности не знает равных: сотни дорогостоящих костюмов, десятки перемен декораций, эффектные моменты, включая падение люстры Парижской Оперы из зрительного зала на театральную сцену.
Одним из достоинств российской постановки станет впервые авторизованный правообладателями перевод на русский язык. Ведь, как бы хорошо российские зрители ни знали английский, полноценно подключиться и сопереживать тому, что происходит на сцене, испытать на себе эмоциональный накал страстей и оценить великолепие постановки им позволит красивый поэтический русский перевод.
Мы завершили отбор актеров труппы и музыкантов оркестра. Кастинг проводился не только в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Саратове и Перми, но и за пределами России — в Белоруссии, на Украине и в странах Балтии. В труппе есть как звезды мюзиклов, так и профессиональные оперные вокалисты — лауреаты международных конкурсов, артисты ведущих театров страны, включая Большой и Мариинский. Российская постановка мюзикла привлекает большое внимание в профессиональной театральной среде и одновременно является сильным катализатором интереса самой широкой зрительской аудитории к жанру мюзикла. Не случайно 20-я юбилейная церемония высшей российской театральной премии «Золотая маска» на исторической сцене Большого театра 18 апреля открылась именно «Призраком оперы» — титульным номером из мюзикла в исполнении артистов из Великобритании, Германии и России в сопровождении Большого симфонического оркестра и хора, а солисты лондонской постановки «Призрака» вручили "Маски" победителям в номинации «Мюзикл/Оперетта» — самой первой номинации церемонии!
-—Символично, что несколько «Золотых масок» досталось вашему мюзиклу «Русалочка». Жаль, конечно, что эту красивую постановку в Москве больше не увидеть. Но жизнь не стоит на месте. Чем заняты сейчас?
— Мюзикл «Чикаго» в начале мая переедет в театр «Россия» на Пушкинскую площадь, в театре МДМ начнется подготовка к постановке «Призрака» — основательное переоборудование зрительного зала, сцены и фойе, инженерное проектирование, техническое переоснащение, оформление интерьеров. Все это необходимо сделать за несколько летних месяцев прежде, чем мы начнем постановочный процесс в самом театре.
Для меня «Призрак оперы» — это колоссальная ответственность. Нам потребовалось 10 лет работы и семь предыдущих успешных мюзиклов, чтобы приобрести необходимый опыт, отработать технологии и завоевать доверие миллионов зрителей к постановкам нашей театральной компании «СтейджЭнтертейнмент» в России.
— Сколько будут стоить билеты?
— При всем масштабе постановки, при ее колоссальных затратах, в разы превышающих стоимость наших прошлых проектов, цены на билеты не претерпят существенных изменений. Мы сделали небольшую индексацию средней стоимости билета в пределах показателя инфляции — 5–10%. Средняя стоимость билета сейчас не превышает 2500 рублей. Самые дешевые билеты стоят порядка 1000–1200 рублей, а самые дорогие — около 4000 рублей. Думаю, что один раз в год многие найдут возможность устроить себе праздник и потратить такие деньги на посещение уникального спектакля. Для нас крайне важна его доступность для самой широкой аудитории, чтобы за время проката мюзикл посмотрело не меньше миллиона зрителей. На «Призрак оперы» с одинаковым интересом будут ходить и взрослые, и семейная публика, и люди зрелого возраста, и старшеклассники. Единственная проблема — это перекупщики и спекулянты, бороться с которыми бесполезно. Поэтому, зная об этой проблеме, наши постоянные зрители покупают билеты заранее, не ожидая начала проката.
— Есть ли в планах проекты для детей?
— Мы не занимаемся детскими спектаклями как таковыми. Те постановки, которые интересны детям разного возраста, мы одновременно адресуем и взрослым зрителям, тем самым формируя семейную аудиторию. Ошибочно предполагать, что такие мюзиклы как «Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Король-Лев» или, скажем, «Оливер» являются детскими. Уровень постановок очень высок. Зрелищность, профессионализм актеров, сюжет, тексты и диалоги, оркестровое исполнение, художественное оформление, хореография — все это адресовано самой широкой публике и одинаково интересно и взрослым, и детям. Очередной мюзикл, адресованный широкой семейной аудитории, будет поставлен на сцене театра «Россия» уже в октябре. Но, об этих планах я расскажу позже.