Главная Культура 00:15 29 Апреля 2020 2331
Коронавирус и кривые бояре

Писатель Юрий Поляков - об общественном расколе и великом каноне Победы

Дарья Ефремова
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

На дворе кризис, в котором оказались мир и Россия. В такую пору обостряются мысли, суждения и споры о материях, далеких от сиюминутности. Разговор с ярко и остро мыслящим писателем как раз из таких, когда вместо точки надо ставить многоточие — и ждать продолжения.

— Про нынешнюю эпидемию говорят, что она не просто изменит жизнь, а создаст «новую реальность» с неисчислимо выросшим «бесполезным классом», появление которого, помните, предрек израильский писатель-футуролог Юваль Ной Харари. На что стоит рассчитывать обычным людям — на государство или только на себя?

— Все зависит от того, с чем сравнивать сегодняшнюю напасть, этот коронакризис. Для тех, кто пережил развал СССР и лихие 90-е, все не так уж жутко. А блокадник просто посмеялся бы над нашими страхами: не бомбят, люди страдают не от дистрофии, а от избыточного веса. Давно замечено: кризисы, революции и войны являются не только взрывом метана накопившихся противоречий, но и способом их разрешения. Великая депрессия заставила капиталистов задуматься о планировании. Падение цен на нефть в 1980-е привело к разрушению социалистической системы — неразумному и поспешному. Конечно, карантин, закрытие предприятий, сворачивание бизнеса — все это тоже приведет к экономическому спаду. Спрашиваете, на кого рассчитывать? В цивилизации нашей укоренилось: если люди начинают рассчитывать только на себя, все заканчивается лесной тамбовской республикой, грабежом поездов и ковровой дорожкой от яранги к правительственному самолету.

— Есть прогнозы, что нынешний кризис затронет не только обычных наших сограждан, но и так называемую элиту, названную в вашей книге «перелетной».

— Моя статья пятилетней давности так и называлась: «Перелетная элита». Интересно, что, будучи тогда главным редактором «Литгазеты», я не смог ее там напечатать. Я же не владелец издания: Минувшие годы лишь укрепили мое мнение: люди, разбогатевшие на разграблении и развале страны, на грязной ваучеризации и чудовищных откатах, не могут быть опорой Державы. Они по своему генезису чужды интересам государства, хотя, залезая в казну, умеют имитировать верноподданнический пароксизм. Их деньги, семьи, дети, планы на будущее — все за рубежами России.

Шаткость верхнего класса для нашей истории не новость. Царь был вынужден во время германской войны национализировать предприятия ненадежных, по его мнению, иностранных собственников. Многие с капиталами сбежали еще задолго до революции. Не знаю, понимает ли нынешняя власть опасность перелетной-переметной элиты. Судя по тому, что вывод капитала из страны в чудовищных размерах продолжается, ничего существенного руководство не предпринимает. Нам лишь с грустью докладывают по телевизору об очередном ударившемся в бега миллиардере. При советской власти алиментщиков ловили гораздо эффективнее...

— Этой весной под вопросом оказались праздники Пасхи и 75-летие Победы. Фактическая отмена важнейших для большинства соотечественников торжеств не только печалит, но у кое-кого рождает и злорадство. Ни вера, ни общенациональные даты уже не в состоянии примирить общество?

— Правильнее говорить не об отмене торжеств, а только о вынужденной их «заочности». Эти праздники всегда с нами. Если миллионы людей 9 Мая мысленно встанут в колонны «Бессмертного полка», то марш — в смысле его духового влияния на общество — состоится. И небесный огонь сошел бы, даже если б в кувуклии вообще никого не оказалось. Что касается антихристианского злорадства и воплей о «победобесии»... Феномен смердяковщины, ненависти к стране проживания, к России, хорошо известен. Дважды за прошлое столетие, в 20-е и 90-е, смердяковщина фактически становилась государственной идеологией — сначала советской, а потом «свободной» России. Удивляться надо не наличию смердяковых, а преобладанию патриотов. И врагоугодников у нас всегда было достаточно. Кстати, это пушкинское выражение, из «Бориса Годунова»...

Ныне модно приводить в пример сплоченность дореволюционной России на почве веры. Я бы не преувеличивал это единство, иначе невозможно объяснить феномен Ленина, чье 150-летие отметили с торопливой небрежностью. Атеизм, кстати, придумали не большевики, это было мировое явление, опиравшееся на позитивизм — ведущий тогдашний тренд. После отречения царя в 1917-м количество солдат и офицеров, принимавших участие в богослужениях (это было в армии обязательным делом, как позже — политзанятия), сразу сократилось в десять раз! Потом многие одумались, но было поздно. Еще цифра: по последним исследованиям, до 20% дореволюционного населения принадлежало к староверам разных согласий. Не простившие власти раскола, старообрядцы в свержении монархии сыграли не меньшую роль, нежели инородцы и иноверцы.

Вот и сегодня в нашем обществе очевидный раскол. И по линии немотивированно высоких доходов меньшинства и необъяснимо низких — большинства. Есть и явный духовный раскол, отчетливое разделение на «красных» и «белых», советских и антисоветских. На убыль он не идет, напротив, углубляется из-за социальной несправедливости, царящей в стране. Я надеялся, у власти в год 100-летия Октября хватит ума объявить 4-7 ноября Днями национального единства. Не хватило. Между прочим, в Смуту государство обрушил именно правящий слой. Самыми опасными были так называемые кривые бояре, курсировавшие между Сигизмундом, Шуйским и Тушинским вором. В феврале 1917-го царя тоже сдала верхушка, включая членов дома Романовых и высших военных. Народ поставили перед фактом. Думаю, и сегодня главная угроза — это исторические преемники тех самых «кривых бояр».

— Сейчас у многих возникает вопрос, как, в какой тональности отмечать даты, связанные с памятью Великой Отечественной войны. Когда еще явственно звучал голос живых свидетелей, это действительно был праздник со слезами на глазах. А сегодня все забивают фанфары.

— Тональность искать не надо — она давно найдена нашей великой фронтовой прозой и поэзией, в полотнах Пластова и Коржева, в героических симфониях Шостаковича и песнях Фатьянова. Помните, у Межирова: «Стенали яростно, навзрыд, / Одной-единой страсти ради / На полустанке — инвалид / И Шос-такович — в Ленинграде...»

Главное — сохранить этот великий канон, как в иконописи. И тут возникают вопросы. У нас есть великая фронтовая поэзия, но что-то я не слышал даже в эти предпраздничные дни в эфире стихов Гудзенко, Суворова, Луконина, Наровчатова, Слуцкого, Друниной: Странная забывчивость, не правда ли? Даже на канале «Звезда» забыли про фронтовую поэзию! Зато охотно гоняют в эфире сериалы про боевых путан с корочками «СМЕРШа», снятые людьми, явно не прочитавшими про войну ни одной книжки. А ведь у нас еще не воплощены на экране десятки шедевров фронтовой прозы, не доведена до конца экранизация великой эпопеи Константина Симонова «Живые и мертвые».

— Может ли объединяющую миссию принять на себя искусство? Есть ли сейчас такие писатели, художники, режиссеры, философы? Или никакого общего «продукта» не может быть в принципе?

— Крупные и честные деятели культуры у нас были, есть и будут. Но петь на стадионе с отключенным микрофоном не смог бы даже Шаляпин. К сожалению, мастеров с отчетливой государственно-патриотической позицией целенаправленно замалчивают и оттесняют. Их места занимают те, кого я называю «бюджетными патриотами». Порази-тельный пример — фактическое изгнание Татьяны Дорониной из МХАТа имени Горького, который под ее руководством 30 лет оставался форпостом русских традиций и патриотизма даже в годы разгула постсоветской смердяковщины. На ее место внедрен идеолог «Золотой маски», экс-руководитель ненормативной «Практики» Эдуард Бояков. В результате зрители перестали ходить на спектакли. Если прямым текстом, то нынешнюю политику государства в сфере культуры я бы назвал антигосударственной.

Или вот история Зулейхи, открывающей глаза. Зачем этот русофобский лепет, это «антисоветское фэнтези», написанное из рук вон плохо, экранизировали за большие казенные деньги, тотально разрекламировали и показали накануне юбилея Победы, вызвав всеобщее возмущение? Какова цель? Вбросить в сознание черный миф о «татарском этноциде»? Зачем? В расчете на возможную смуту и новый «парад суверенитетов»? Из этой истории очевидно торчат ослиные уши «кривых бояр»...

Культура 00:05 / 24 Января 2025 25991
Кина не будет?

Команда Никиты Михалкова готовит к сносу Центральный дом кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
30000 кв.м элитного жилья с садами на крышах и подземными парковками планируется возвести на месте приговоренного к сносу Дома кино. Фото Юрия Феклистова

1 февраля Дом кино, который появился в Москве в 1934 году по инициативе Сергея Эйзенштейна, закрывается на реконструкцию. Сегодня комплекс состоит из двух зданий: Алексеевского народного дома 1908 года постройки,...

Один из создателей музея «Полторы комнаты», глава градозащитного общества «Старый Петербург» делится с «Трудом» своими воспоминаниями

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из личного архива Михаила Мильчика

«В Рождество все немного волхвы...». В недавние рождественские дни сами собой вспоминались эти строки Иосифа Бродского. Историк, реставратор и искусствовед Михаил Мильчик дружил с поэтом в пору, когда Бродский...

Коттедж стоимостью 2,8 млн долларов музыкант, больше десяти лет проживающий в Лос-Анджелесе, купил в 2018 году в ипотеку 

Илья Лагутенко. Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Фронтмен группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, который уже больше десяти лет проживает в Лос-Анджелесе и высказывался против российской спецоперации на Украине, лишился своей недвижимости в штате Калифорния в результате масштабных...

Криминал в культовом сериале усмотрел депутат Брянской областной думы, глава движения «Россия Православная» Михаил Иванов

Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

За несколько дней до Нового года Netflix показала второй сезон культового корейского сериала «Игра в кальмара». И хотя пока по количеству зрителей он уступает сезону первому, ставшему рекордным для платформы,...

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 9823
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Он был сыном народного артиста СССР Ростислава Янковского

Фото: «Комсомольская правда»/Russian Look, globallookpress.com

Ушел из жизни актер театра и кино, бизнесмен и медиаменеджер, один из основателей Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский. Об этом сообщило интернет-издание Sostav со ссылкой на свои источники. Янковский скончался...

Он скончался на 60-м году жизни

Кадр из сериала «Перевозчик» с сайта kino-teatr.ru

Ушел из жизни российский актер театра и кино Игорь Ромащенко, известный по своей роли в телевизионном сериале «Папины дочки». Ему было 59 лет. О смерти Ромащенко сообщило издание «Аргументы и факты» со ссылкой на друга...

Что такое «нечто» по отношению к спектаклям и концертам знаменитого театра

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Если считать все петербургские постановки «Аиды», начиная с первой, в 1875 году, нынешняя будет уже восьмой. Фото пресс-службы Мариинского театра

Премьера одной из самых знаменитых опер мирового репертуара грядёт в феврале в Мариинском театре. Как там обещают, зрелище будет грандиозным. Зрителей ожидает немало открытий, несмотря на то, что это далеко не первое обращение труппы к данному...

Андрея Данилко уже отказались выпускать за границу без сопровождения представителей спецслужб и обязали отдавать часть гонораров киевским властям 

Фото: © Alexander Keltik, globallookpress.com

Украинский шоумен Андрей Данилко, широко известный благодаря сценическому образу Верки Сердючки, может оказаться мобилизован в ряды украинских вооруженных сил (ВСУ) и отправлен на фронт. Об этом в среду, 5 февраля сообщает Telegram-канал...

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

На экраны выходит российско-грузинский фильм «Снег в моем дворе», получивший престижный приз на крупном международном фестивале

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Досуг Левана разделяют две собаки: Большая и Маленькая Джесси, которых он нежно опекает

Снял фильм режиссер Бакур Бакурадзе. Он вырос в Тбилиси, учился во ВГИКе у Марлена Хуциева, к 50 годам поставил три фильма. «Шультес» и «Охотник» побывали на фестивале в Каннах,...

Лауреат литературных премий Евгений Чигрин - об исцеляющей силе искусства

Дарья Ефремова
Труд
Фото Юрия Феклистова

В издательстве «РИПОЛ классик» вышла книга избранных сочинений Евгения Чигрина «Болотный огонь» — 540-страничный том создавался на протяжении 12 лет. Чем не повод для гордости? Но лауреат...

Что не так с фильмом, премированном на Венецианском кинофестивале

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Героиня Николь Кидман не устояла перед наглым обаянием молодого стажера

На экраны выходит фильм «Плохая девочка» с Николь Кидман в главной роли. После бесчисленных детских сказок, захлестнувших новогодний экран, это в полной мере взрослый фильм, удостоенный приза за лучшее исполнение...

Телеканал ТНТ подал в суд на строительную компанию, использовавшую в своей рекламе образы Равшана и Джамшута

Труд
Зная блестящий профессионализм этой парочки, ее трудолюбие и желание угодить заказчику, невольно задаешь вопрос: а правильный ли маркетинговый ход выбрали строители?

Рядовой телезритель даже не подозревает, сколько всевозможных судебных разбирательств происходит вокруг их любимых программ и героев. Вот свежий пример. Некая компания, занимающаяся строительно-ремонтными работами, на своей...

Культура 00:17 / 24 Января 2025 4659
Улитка на склоне лет

В Московском театре юного зрителя главный режиссер Петр Шерешевский поставил «Улитку на склоне» по повести братьев Стругацких

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото с сайта МТЮЗ

На современной сцене их произведения не столь частые гости, так что перед походом на спектакль нелишним будет освежить в памяти книгу, так много сказавшую читателям в 1960-е. «Улитка на склоне»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?