Как известно, в битве за урожай в нашем государстве два самых трагических сценария: когда недород и когда наоборот. Если верить статистике, в этом году природа-мать уготовала нам испытание вторым вариантом.
Валовой сбор зерновых достиг 104 млн т (причем уже после доработки, или, говоря проще, после утруски). Это на 7 млн т превышает сделанный в разгар лета главой государства прогноз (а ведь тогда многие посчитали путинскую оценку излишне оптимистичной). Сейчас в закрома Родины заложено брутто 75 млн т зерна — и это после уборки лишь 54% засеянных площадей. Все говорит в пользу падения постсоветского национального рекорда 2009 года, когда российские хлеборобы собрали 108 млн т зерна.
— Скорее всего, не удержится и экспортный рекорд сезона 2011-2012 годов, когда мы вывезли за рубеж 27,4 млн т, — рассказал «Труду» президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — В июле экспортировано 3 млн т, за первые три недели августа — почти столько же, чего никогда прежде не наблюдалось. Чтобы не допустить ценового кризиса перепроизводства, государство обещает предпринять закупочные интервенции общим объемом 5 млн т. Уже понятно: они будут точечными и коснутся в основном Поволжья, Урала, Сибири и Крыма, где ожидается урожай 1,1 млн т при собственной потребности 0,3 млн т и откуда пока невозможно отгружать зерно за границу.
Хранить «интервенционное» зерно будут на складах Росрезерва. Там площади есть. А вот сохранность основного урожая пока проблематична. По оценке Злочевского, с учетом прошлогодних переходящих запасов общероссийский зерновой ресурс к началу зимы может составить 117 млн т.
— А все наши напольные склады, амбары и 34 элеватора способны принять 118 млн т, причем далеко не каждый из них находится в идеальном состоянии, — говорит Аркадий Леонидович. — Особенно не хватает сушильного оборудования, из-за этого будут большие потери. Что радует — розничная цена буханок и батонов от всех этих перипетий почти не зависит.
— Даже если себестоимость зерна скакнет вверх, на карманах потребителя это не отразится. Цены на хлеб в магазинах гораздо сильнее определяются импортным продовольствием и, в конечном счете, валютным курсом и взаимными санкциями, — объясняет Аркадий Злочевский. — Дорожает импорт — автоматически к нему подтягиваются и внутренние цены. Снизить риск можно. Только для этого недостаточно одного административного ресурса: нужны комплексные меры по господдержке агропрома и отлаженные механизмы импортозамещения.
Наша справка
Исторический максимум урожая зерна в России датируется 1978 годом, когда с 78 млн га земель было собрано 127,8 млн т зерна. Сейчас в России зерновыми засевается значительно меньшая площадь — 45 млн га.