Вокруг дела Арнольда Мери в последнее время ломали копья и эстонские, и российские политики. Первые считали, что ветерана надо посадить пожизненно - за участие в депортациях. Вторые - что человека, заслужившего в годы войны звание Героя, судить кощунственно. Дело Мери превратилось в очередную разменную монету в отношениях между странами.
"Кто тут ищет правду?"
Мери говорил, что возбужденное против него дело носит "чисто политический характер". "Кто тут ищет правду? Никто. Цель одна - мне пытаются заткнуть рот и запугать, - говорил Мери. - Но это как раз самое страшное - испугаться и заткнуться".
Обвинения в адрес Арнольда Мери заключались в том, что весной 1949 года он участвовал в депортациях эстонцев с острова Хийумаа. Однако на самом деле бывшему политруку поручили контролировать процесс высылки: следить, чтобы людям дали достаточно времени для сборов, отслеживать законность действий органов госбезопасности, проверять, чтобы были высланы именно те люди, которые были внесены в списки. Никакого участия в составлении списков Арнольд Мери не принимал. И это суд прекрасно знал.
Угроза расстрела
Более того: в начале 1950-х именно за "недостаточно активное" участие в депортациях Мери исключили из компартии. Над ветераном, заслужившим звание Героя в 1941 году за участие в боях в Псковской области (во время одного из боев он был четырежды ранен, но продолжал удерживать со своими солдатами оборону), нависла угроза расстрела - из-за этого Мери уехал из Эстонии в Горно-Алтайск.
Его реабилитировали и вернули все награды только после XX съезда партии. Затем в течение 20 лет Мери работал заместителем министра просвещения Эстонской ССР - до конца 1980-х, того момента, когда, по его собственным словам, "в стране воцарилась вакханалия". В 1992 году президентом уже независимой Эстонии стал двоюродный брат Арнольда Леннарт Мери, один из лидеров движения за независимость и ярый сторонник "теории оккупации Эстонии Советским Союзом". Впрочем, два брата практически не общались - слишком по-разному сложились их судьбы.
"У меня есть два варианта"
Эстонские власти возбудили дело против Арнольда Мери через полвека после того, как это сделали советские. Однако до суда дело дошло лишь в прошлом году. Адвокату удалось добиться медицинской экспертизы и переноса суда - смертельно больному Арнольду Мери было трудно даже передвигаться.
Впрочем, ветеран был готов к продолжению бессмысленного судебного процесса. "У меня два варианта: или ехать самому, или ждать, когда меня доставят силой. Я предпочитаю первый. Я же знаю, что ни в чем не виновен", - говорил Мери. Доказать свою невиновность перед эстонским правосудием он не успел. Однако и Эстония не успела ни в чем обвинить Арнольда Мери.
Цитата
Арнольд Мери
"Любители заниматься политическими спекуляциями называют события 1940 года оккупацией. Я лично их оккупацией не считаю. Равно как и не считаю, что весь эстонский народ мечтал войти в СССР. В 1940-м было очевидно: идет мировая война, остаться в стороне не удастся. Значит, выбор - быть в лапах у Гитлера или быть в лапах у Сталина. В то время эстонцы считали, что лучше сам черт, чем Гитлер. Поэтому значительная часть эстонского народа приветствовала союз с СССР, а не с Гитлером. В этом вся суть. Для Эстонии Вторая мировая была одновременно и гражданской войной".