В роли покупателя выступил ее соотечественник кутюрье Клевин Клайн, а дело происходило на благотворительной вечеринке, устроенной американской ассоциацией Амфар в одном из самых модных ресторанов Лазурного берега. Амфар в свое время создала Элизабет Тэйлор с тем, чтобы собирать средства для борьбы со СПИДом. Лучшего места, чем Канн второй половины мая, когда там собирается бомонд со всего света, для этой цели трудно найти.
Кроме телефона ослепительной блондинки, на аукцион были выставлены также билеты на просмотр в узком кругу последней ленты Мартина Скорсезе "Война банд", контрамарки на почетные места в ходе ближайшего турне легендарной группы "Роллинг Стоунз" и даже... урок по теннису Питера Сампраса. За последний лот, кстати, принц Монако Альберт выложил чуть меньше ста тысяч "гринов".
Всего же на благое дело собрали 1,7 миллиона долларов, а затем началось веселье, которое всем надолго запомнится. Элтон Джон наяривал на "Стейнвее" зажигательные рок-н-роллы, Шерон Стоун, Мила Йовович и прочие пустились в пляс. И лишь жена "звезды" поп-музыки Дейвида Боуи - сомалийка неземной красоты по имени Иман, некоторое время воздерживалась. Но у нее были свои резоны: она демонстрировала колье компании "Де Бирс" с огромным бриллиантом "Миллениум" в 203 карата. Надо ли говорить о том, что вечеринка охранялась так, будто на нее собирался прилететь Джордж Буш.
Хороший фестиваль, как считают местные старожилы, никогда не обходится без скандала. На нынешнем скандалов случилось несколько. Разгорелись нешуточные страсти вокруг конкурсной картины "Необратимый", которую привез молодой французский режиссер Гаспар Ноэ. Еще никому до него не удавалось показать в Канне такое, что несколько человек потеряли сознание, около 200 зрителей, чертыхаясь от возмущения, покинули зал, а главный городской пожарный (пожарные во Франции исполняют функции, сходные с нашим МЧС) заявил, имея в виду ключевую сцену картины: "Это просто ужас. Даже мы с трудом могли смотреть на экран". Что же это за сцена, которая длится долгих 20 минут? Это сцена изнасилования героини, которую играет одна из первых красавиц мирового кино итальянка Моника Беллуччи. Лента Гаспара Ноэ действительно шокирует с самого начала, хотя уместнее сказать - с самого конца, ибо она разбита на несколько частей, которые выстроены по принципу "от хвоста к голове". Поэтому когда на экране двое разъяренных мужчин врываются в адоподобный садомазохистский клуб для "голубых" под многозначительной вывеской "Ректум" и начинают искать какого-то типа по кличке "Тания", ничего не понимаешь. Наткнувшись в конце концов на предположительный объект их поиска, один мужчина срывает со стены огнетушитель и начинает крушить череп противника настолько натурально, что многие зрители отводили взгляд от экрана. Только тогда постепенно становится ясным, что убийцы на самом деле вполне приличные люди, которые оказались в "Ректуме", чтобы свершить возмездие: несколькими часами раньше возлюбленную главного героя Алекс (актриса Моника Беллуччи) зверски изнасиловал тот самый "Таниа" - садист и просто негодяй.
Будем справедливы, лента снята мастерски. Но стоит ли смаковать насилие, варварство на экране, когда того и другого более чем достаточно в реальности? Этим вопросом задавались многие кинокритики, громившие "Необратимого" на страницах практически всех местных газет. Поэтому никто не удивился, когда "Необратимый" и его создатели были полностью проигнорированы на заключительной церемонии 55-го каннского киносмотра. В числе же награжденных оказались фильмы совершенно иных свойств. В них шла речь о человеческих страданиях, заблуждениях и разочарованиях, даже о смерти, но там не было и тени смакования низменных инстинктов, как в картине Каспара Ноэ. Это и "Пианист" Романа Полански, удостоенный "Золотой пальмовой ветви", фильм, в котором через судьбу польского еврея-музыканта Владислава Шпильмана показана трагедия варшавского гетто в годы второй мировой войны. Это и феноменальный "Человек без прошлого" Аки Каурисмяки, удостоенный Гран-при жюри. Картина финского режиссера рассказывает о человеке, который, потеряв память, обрел новый мир, где униженные и отверженные современным обществом полны человеческого достоинства, любви и юмора. Лента, по мнению многих, была лучшей в конкурсной программе. Большой чудак и оригинал Каурисмяки в день показа своего фильма исполнил на знаменитой лестнице кинодворца нечто среднее между пиратской джигой и индейским ритуальным танцем, чем вызвал восторг публики.
Наверняка запомнится лента "Паук" Дэвида Кроненберга, в которой тонко исследуется духовное состояние человека, медленно избавляющегося от мрака душевной болезни. "Паук", увы, не был отмечен. Здесь говорят, что таким образом нынешний председатель жюри американец Девид Линч отомстил Кроненбергу, который три года назад, исполняя в Канне идентичные функции, проигнорировал великолепную картину Линча "Простая история". В ряду подлинных кинособытий, несомненно, стоит и "Русский ковчег" Александра Сокурова, открывающий, как здесь неоднократно подчеркивалось, новую эпоху в кинематографе. "От художника, - писала в эти дни парижская "Фигаро", - мы ждем, чтобы он открыл нам мир таким, каким мы его раньше не видели. Именно это совершил Александр Сокуров, ошеломив нас необычной экскурсией в Эрмитаж - этот "русский ковчег".
Чем еще запомнится Канн-2002? Двумя мировыми кинопремьерами, показанными вне конкурса. В начале фестиваля это были "Звездные войны-2", "Атака клонов" Джорджа Лукаса, а в конце долгожданная картина Клода Лелюша "А теперь... дамы и господа", в которой дебютировала Патрисия Каас. Получилась красивая, как это умеет делать Лелюш, наполненная добрыми чувствами и профессионально снятая лента, в которой много музыки. Надо ли говорить о том, что песенная нагрузка целиком легла на хрупкие плечи "мадемуазель, которая поет блюз"? Патрисия поет и по-французски, и по-английски. Сюжет фильма таков. Волею судеб героиня ленты, джазовая певица, оказывается в Марокко, где знакомится с симпатичным и, отметим, весьма благородным грабителем (его играет отличный английский актер Джереми Айронс), который специализируется на ювелирных магазинах. Оба страдают амнезией, что не мешает им полюбить друг друга. Оба проходят на месте курс лечения. Певица прибегает к помощи местной знахарки, а Валентен, у которого обнаруживают опухоль в мозгу, попадает под нож хирурга. Операция проходит настолько успешно, что рецидивист по выходе из больницы ставит крест на темном прошлом и решает вернуть своим жертвам награбленное за долгие годы разбоя. Вы скажете - в жизни так не бывает? И ... ошибетесь. Дело в том, что этого персонажа Лелюш не выдумал. Лет десять назад, рассказывал он, к нему явился некто месье Валентен, который раньше работал у него на студии, и передал пакет с 50 тысячами франков. Удивленному режиссеру он поведал, что в свое время "облегчил" сейф студии на эту сумму. Уволившись, скоро оказался на операционном столе, под черепной коробкой у Валентена обнаружили опухоль. И вот тогда он поклялся себе, что, если выживет, вернет украденное Лелюшу. Правда, режиссер, восхищенный этой историей, деньги не взял и заявил посетителю: "Может быть, я сделаю об этом фильм. Так что считайте, 50 тысяч - ваш гонорар".
Конечно, кино - иллюзия. Оно черпает сюжеты, подчас самые невероятные в жизни. А жизнь иногда превращается в настоящее кино. Канн-2002 - тому подтверждение.