Новости
Главная Культура Афиша 17:01 30 Июля 2022 8556
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!

Бойцы невидимого фронта стали героями выставки «Профессия – иностранец» в ГМИРЛИ им. Даля

Виктория Пешкова
Сюжеты выставки увлекательны, как роман, но они – про жизнь. Фото предоставлены Гослитмузеем

В музей Службы внешней разведки России (СВР) простому смертному не попасть. Но страна должна помнить своих героев. Хотя бы тех, имена которых можно назвать. Они, как и их коллеги, которые еще долго, а может быть и всегда будут оставаться неизвестными, служат своему делу «без права на славу во славу державы». Слова эти закавычены неспроста: таков девиз выставки в залах Государственного музея истории русской литературы им. Даля (главный корпус на Зубовском бульваре). Инициатива исходила от самой СВР, отметившей в декабре 2020 года 100-летний юбилей. К нему, собственно, и приурочен проект, название которому – «Профессия – иностранец» – дала книга Валерия Аграновского о легендарном советском разведчике Кононе Молодом.

В проекте, помимо СВР, принимают участие более двух десятков экспонентов – начиная с Государственного исторического музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Российской национальной библиотеки и заканчивая Госфильмофондом, киностудией им. Горького и фондом Юлиана Семенова. Экспозиция ограничена шестью десятилетиями ХХ века. В 1920 году Феликс Дзержинский подписал приказ № 169 о создании Иностранного отдела (ИНО) ВЧК. Вскоре его возглавил Меер Абрамович Трилиссер, и первые серьезные операции новой структуры были направлены на противодействие планам Японии по захвату советского Дальнего востока. В 1982-м советский разведчик Алексей Козлов, задачей которого был сбор сведений о ядерной программе ЮАР, был обменян на одиннадцать (!) иностранных шпионов – десятерых немецких и одного южноафриканского. Дальше, как говорится, тишина. Разведка – сфера непубличная.

Но как же рассказать о том, о чем, по большому счету, рассказывать нельзя? Создатели выставки пошли по пути сопоставления реальных судеб разведчиков и их отражения в популярном кино. Пригодились сценарии, реквизит, эскизы костюмов и декораций, кадры из фильмов и со съемочных площадок, первые издания романов, по которым были сняты культовые картины.

Первым советским фильмом о разведчиках мы обязаны Михаилу Маклярскому. Во время войны он работал в 4-м Управлении НКВД, отвечавшем за диверсионно-разведывательную деятельность, и был знаком с Николаем Кузнецовым. Знал, как много сделала для победы разведка, но и понимал, что общество о масштабах этого вклада никогда не узнает. Чтобы хоть отчасти устранить эту несправедливость, написал черновой вариант киносценария «Подвиг останется неизвестным», в переработанном виде легшего в основу ленты Бориса Барнета «Подвиг разведчика». Вышедшая на экраны в 1947 году, она в сущности положила начало советской «Штирлициане». Каковую через 20 лет пополнит еще одна картина, посвященная Николаю Кузнецову: фильм «Сильные духом» был снят по мотивам одноименного романа Дмитрия Медведева – командира партизанского отряда, с которым взаимодействовал легендарный супердиверсант.

Советский плакат 1943 года «Леша-разведчик»

Особое место в экспозиции занимают фильмы, снятые по произведениям Юлиана Семенова. Успех «Майора Вихря» и обеспечил появление главного советского разведхита – «Семнадцати мгновений весны», хотя в фильме Евгения Ташкова Штирлиц не фигурирует. Посмотрев картину, Юрий Владимирович Андропов позвонил Семенову и предложил продолжить тему. В отличие от Вихря, имевшего реальный прототип – разведчика Алексея Ботяна, действительно спасшего древний Краков от гибели, Штирлиц образ собирательный. Однако, конечно, тоже появившийся не на пустом месте. В начале 60-х Семенов наткнулся в одном из архивных дел 20-х годов на короткое донесение Павла Постышева, члена реввоенсовета Приамурской области, военному министру Дальневосточной республики Василию Блюхеру: «Сегодня перебросили через нейтральную полосу замечательного товарища от ФЭДа: молод, начитан, высокообразован. Вроде прошел нормально». Записка и стала отправной точкой для фантазии писателя.

А вот «Щит и меч» режиссера Владимира Басова появился благодаря… Джеймсу Бонду. Писатель Вадим Кожевников очень хотел написать роман о «советском агенте 007», действующем в США, взяв за основу события из жизни Рудольфа Абеля. Главный герой носил имя Александр Белов – прообраз сомнений не вызывал. Однако когда Рудольфу Ивановичу передали первые главы, он затею не одобрил, и кураторы из КГБ предложили писателю перенести действие в нацистскую Германию. Расстроенный Кожевников принялся за работу без особого энтузиазма, что сказалось и на романе, и на сценарии. В витрине, посвященной картине, можно увидеть два варианта – авторские «Дневные звезды» и режиссерский «Щит и меч».

Добывать и передавать секретную информацию порой помогали самые обычные на первый взгляд предметы

А вот в витринах «Мертвого сезона» фигурируют не только предметы со съемок, но и личные вещи Конона Молодого и Рудольфа Абеля, предоставленные музеем СВР – удостоверение на имя Гордона Лонсдейла (под ним Молодый жил на Западе), фотоаппараты, контейнеры для микропленок и прочая «аппаратура». Но, пожалуй, самое сильное впечатление производит письмо, отправленное Рудольфом Ивановичем жене из тюрьмы на втором году заключения: «Я чувствую себя хорошо. Занимаю свое время занятиями математикой и живописью. Пока нет возможности заниматься музыкой, но, может быть, она появится позднее». Напомним, что Абель был осужден на 34 года и, если бы не сбитый над Свердловском американский пилот-шпион Пауэрс, на которого его обменяли, неизвестно, когда бы он покинул тюремные стены.

О том, как далеко могут «отпочковаться» экранные персонажи от своих прототипов, можно судить по картине «Тегеран-43», герои которой имеют мало общего с реальными супругами Вартанян. Гоар Леоновна и Левон Андреевич познакомились в Тегеране, поженились в юности и всю жизнь были неразлучны. После тегеранской эпопеи они вернулись в Советский Союз, усиленно занялись иностранными языками – с тем, чтобы с середины 50-х в течение тридцати лет успешно работать в самых разных странах мира. Они даже их количество не имели права называть. Так что об этом периоде их жизни кино не появится еще много-много лет. Разведка умеет хранить даже маленькие тайны: в портмоне Гоар Левоновны, выставленном в витрине, встроена фотокамера, но само оно запломбировано так, что заглянуть внутрь не получится даже у сотрудников музея.

Статья в «Дейли миррор» 8 февраля 1961 года о советских разведчиках – супругах-американцах Питере и Хелен Крогер и британке Этель Джи

В последнем зале среди медиаэкранов с квестами и фрагментами любимых фильмов есть скромный стенд. На нем белым по черному – три десятка фамилий сотрудников, рассекреченных хотя бы частично. Вершина айсберга, подводную часть которого не увидит никто и никогда.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 6803
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?