Индустриальный пейзаж потряс воображение пятилетнего ребенка. Забыв обо всем на свете, Вася долго бродил меж товарных составов, собирая гаечки и винтики, пока, притомившись, не залез отдохнуть в приоткрытый вагон. Когда он проснулся, в дверном проеме мелькали широкие степи. Поезд привез невольного путешественника в Ростовскую область, на станцию Батайск. Утром мальчик подошел к милиционеру и попросил отвести его к маме. О себе он сообщил довольно много: зовут Вася Сусилоски ( свою фамилию он не выговаривал), живет с мамой Наташей и папой Колей в Солидарности (так называлась родная улица), возле дома - канатная дорога и ходят трамваи. В милиции посмотрели местные ориентировки, потерянный мальчик лет пяти там не значился. И, не мудрствуя лукаво, маловозрастного путешественника сдали в приют.
Дальнейшую судьбу "голубиного спасителя" определило бюрократическое равнодушие служивых людей. Васю отправили в Чалтырский детдом, потом перевели в Батайский, затем в Новошахтинский. Оформили сиротой, дали, исходя из имени, фамилию Васильев. За одиннадцать лет пребывания в интернате смышленого чернявого мальчугана три раза пытались усыновить, но он не дался. Всем претендентам в родители он рассказывал о том, как любит маму Наташу, как скучает по ней. И рисовал женскую головку с длинной косой и бровями-дугами...
* * *
В тот злополучный октябрьский вечер двадцать лет назад Наташа Шумиловская вернулась из пекарни, где она работала позднее обычного. Дверь в доме распахнута, сына и бабушки не было.
-Что случилось?- спросила соседку.
Схватившись за голову, та заголосила:
- Твой Вася куда-то делся!
Наташа искала сына всеми возможными для нее способами: через милицию, газеты, знакомых и гадалок. Вечерами кружила по городам области с портретом сынишки. За долгие годы неутомимых поисков дома скопился чемодан отписок - из МВД, центральных газет, из обкома партии, из ЦК. А спустя одиннадцать лет к ней приехали милицейские чиновники и попросили свидетельство о рождении сына, чтобы выдать в замен... свидетельство о смерти.
Наташа не знала, что примерно в эти же дни, за несколько сот километров от дома, уже в другой стране - России ее мальчик получал паспорт на фамилию Васильев. Но чувствовала, что он жив. Тогда же супруги решили уехать из Горловки в соседнюю Авдеевку. Продолжать жить в доме, где случилась трагедия, они не могли.
...Сиротская жизнь не баловала Васю. Единственное светлое пятно - девочка Наташа из Азова, с которой познакомился в летнем лагере после третьего класса и переписывался до десятого. Девочка ждала его и из армии, поэтому, отслужив в танковых войсках и узнав, что его в нарушение всех законов выписали из общежития, оставшийся без жилплощади Вася поехал к невесте. Целый год он старательно зарабатывал деньги на свадьбу - клал печи, штукатурил стены, работал частным ветеринаром, но создать свою семью не удалось. Когда молодые подали заявление в загс, невеста скоропостижно умерла, у нее оказался врожденный порок сердца. Потерянный и удрученный Вася вернулся в Новошахтинск, жить было негде и не для кого. Почему-то прибрел к Свято-Никольскому монастырю и сел на крыльце. Смеркалось, стал моросить дождик. Из ворот вышел батюшка и спросил, что за беда у парня. Впервые за долгие годы Вася опять почувствовал себя беспомощным одиноким ребенком и рассказал святому отцу историю своей жизни. Батюшка дал "сироте" работу и приют, но главное - посоветовал написать в Москву, в телепередачу "Жди меня". А через месяц Вася получил приглашение в столицу.
* * *
20 июня нынешнего года Наталья Иосифовна, рабочая совхоза "Спартак", была задействована на прополке овощей. Внезапно из конторы выскочил бригадир и срочно позвал ее к телефону. Схватившись за сердце, женщина побежала в домик. Звонила подруга Таня Мишуринская:
- Наташа, я только что видела твоего Васю. Он ищет тебя через передачу "Жди меня".
- Его фамилия Шумиловский? - еле выговорила Наташа.
- Нет, Васильев, но его не узнать невозможно!
Деньги на поездку в Москву Наташе собирала вся округа. Люди давали кто по гривне, кто по пятьдесят копеек, а бухгалтер совхоза пожертвовал счастливой матери целую сотню. С протянутой рукой бегал по Новошахтинску и Вася. Но помощь оказала мэрия соседнего города Шахты, на встречу с мамой "сироту" приодели и купили ему билет...
И вот три недели Вася живет в родной семье. Он ездит с матерью в поле (сейчас в совхозе уборка), стоит на базаре ( зарплату здесь выдают овощами) и наслаждается невиданным счастьем - каждый день по многу раз произносить такое непривычное и такое сладкое слово - "мама". Наташа сыном довольна, он ничем не разочаровал ее, хоть и вырос без нее. Вася не пьет, не боится работы, добр и вежлив с людьми.
Но до классического "хэппи энда" в нашей истории еще далеко. Несмотря на то, что личность Василия Шумиловского подтвердили многие люди и документы, милиция Авдеевки наотрез отказывается выдать парню новый, правильный паспорт. А со старым, российским, на фамилию Васильева, его нигде не берут на работу, не прописывают и не дают даже вид на жительство.
Конечно, можно торговать на базаре, но у Васи мечта - работать в милиции с несовершеннолетними. Он уверен, что после всего пережитого способен по-настоящему помочь бродяжкам и сиротам. Местные власти требуют от Васи кучу справок - из линейного отдела милиции Батайска, из райотдела Новошахтинска, из всех детдомов, где он побывал. Конечно, препятствия преодолимые, но где взять деньги на поездки малоимущей семье? К слову, отец Василия, уехавший на заработки в далекое абхазское село, до сих пор не знает о счастливом событии.
- Сыночка своего я все равно верну, - упрямо говорит Наташа, маленькая, худенькая женщина, три сантиметра не дотянувшая до полутора метров. - Не только фактически, но и юридически. День и ночь буду луком торговать, а соберу на билеты.
Первое, что сделала счастливая мать, приведя в дом взрослого сына, - это налепила вареников. Вася признался, что долгое время в детдоме тосковал по маминым вареничкам с картошкой. Потом купила игровую приставку. Чтоб и эта детская мечта ушла из разряда несбывшихся. А еще они боятся расставаться. Стоит Васе уйти в магазин, у мамы, уверяет она, ухудшается зрение. Поэтому в поход за справками они решили отправляться вместе.