НК «Роснефть» проводит уникальную транспортную операцию — перевозит на Ачинский НПЗ, на 210 км по автомобильной дороге реактор для гидрокрекинга весом 1300 тонн. Заявки на рекорд уже поданы в Книгу рекордов Гиннесса и Книгу рекордов России.
Гидрокрекинг — это вторичная переработка нефти. Если говорить проще, то теперь ачинский мазут, вместо того чтобы отправляться в топку сибирских ТЭС, будет закачиваться в доставляемый реактор и превращаться там в бензин, керосин и дизельное топливо.
Реактор похож на гигантскую колбу для термоса: высотой 40 метров, диаметром 7 метров и весом 1300 тонн. В нем под действием водорода, высокой температуры (330-450°С), давления 5-30 МПа и никель-молибденовых катализаторов мазут превратится в сырье для производства светлых нефтепродуктов. То есть из тяжелых молекул углеводорода получатся более мелкие. В результате введения всего нового цикла гидрокрекинга глубина переработки нефти на Ачинском НПЗ достигнет рекордных 96% по выходу светлых нефтепродуктов.
Всего на Ачинский НПЗ из Италии доставляют четыре реактора общим весом 2500 тонн. Общее расстояние транспортировки составляет 12 тысяч км. Большую часть пути груз уже преодолел. Реакторы доставили двумя баржами по Северному морскому пути до порта Дудинка. Потом, снова по воде, перевезли вверх по Енисею, до специально созданного временного причала в селе Кубеково. А вот дальше реакторы начали свой совершенно уникальный путь — 210 км по автомагистралям на специальной платформе.
Дело в том, что по железной дороге их доставить было бы невозможно — железнодорожные пути просто рассыплются под таким весом. По воде тоже невозможно: река Чулым, протекающая через Ачинск, мелкая, а углублять ее неоправданно дорого. В результате просчета всех вариантов специалисты «Роснефти» решили везти реактор по автомобильной дороге.
Как рассказали «Труду» специалисты из Ачинска, только выгрузка самого большого реактора с баржи заняла 6 часов. Сложность заключалась в том, что относительно легкая баржа пыталась выскользнуть из-под стального гиганта.
Для перевозки реакторов от Кубеково до Ачинского НПЗ была заказана специальная платформа длиной 36 метров. Платформа имеет 24 сдвоенные оси и 384 колеса. Однако даже это чудо техники с установленным на борту реактором в 1300 тонн сможет двигаться со скоростью 1,5 км/ч.
Дорогу, по которой будет перемещаться платформа, уже расширили. Кроме того, к дороге пристроили специальные площадки отстоя, на которых платформа будет «отдыхать» по окончании каждого цикла передвижения.
Рельеф местности очень сложный, по ней течет множество ручьев и речек, существующие мосты через которые не в состоянии выдержать 1500 тонн (столько весит большой реактор вместе с платформой), поэтому на пути платформы будут возводиться временные специальные понтонные мосты, аналогичные тем, по которым в военное время форсирует реки бронетехника.
Возле деревни Емельяново платформа с реактором должна будет пройти под пешеходным мостом. «Мы его размонтируем, — рассказал нам специалист, руководящий перевозкой, — поднимем на гидравлических домкратах, пропустим груз и после этого опустим на то же место с точностью до миллиметра».
Ближе к Ачинскому НПЗ платформе предстоит пересечь Транссиб — для этого также возведут специальный мост. Учитывая все сложности, которые предстоит преодолеть, оборудование закончит свой путь на НПЗ только в середине октября.
«Роснефть» проводит операцию по перевозке оборудования по автомобильной дороге совместно с ГИБДД Красноярского края, а также Управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю и Управлением автомобильных дорог «Байкал». В целях обеспечения безопасности транспортировка оборудования до Ачинского НПЗ будет осуществляться в ночное время. Удачи нашим нефтяникам.
Справка
«Роснефть» последовательно реализует программу модернизации своих нефтеперерабатывающих активов с целью увеличения глубины переработки и объемов производства, повышения экологической и промышленной безопасности, а также полного перехода на выпуск моторных топлив стандарта «Евро-5».
В рамках инвестиционной программы ОАО «НК «Роснефть» по модернизации производства на Ачинском НПЗ ведется строительство комплекса гидрокрекинга и комплекса производства нефтяного кокса, а также строительство и реконструкция 57 объектов общезаводского хозяйства.
С начала 2013 года Ачинский НПЗ перешел на производство автомобильного бензина Регуляр-92, соответствующего классу 5 («Евро-5»).