Националисты ультраправой Народной партии Швейцарии (SVP) давно добивались запрета на строительство минаретов. Споры вокруг их кампании не утихают более года. Основная цель «народников» не столько религиозная, сколько политическая: не допустить исламизации страны. На их агитационных плакатах была изображена женщина в черной парандже и верхушки минаретов, закрывающие собой швейцарский флаг. С появлением плаката в обществе начались разногласия: власти разных кантонов (отдельных государств, входящих в состав Швейцарской республики) по-разному отнеслись к призыву членов SVP. >Где-то листовки запретили, где-то, напротив, поддержали инициативу Народной партии. Не обошлось и без агрессии: одну из мечетей забросали камнями, розовой краской измазали стену перед входом.
Как передает РИА «Новости», швейцарские «народники» добились своего, и в минувшее воскресенье в стране был проведен референдум, на котором граждане государства должны были решить вопрос о строительстве новых минаретов на территории страны. За то, чтобы ввести официальный запрет на возведение новых башен, высказались 57,5% проголосовавших. Причем, эту меру поддержали практически все кантоны Швейцарии: 22 из 26. Против нее проголосовали только франкоязычные Женева, Во и Невшатель, а также город Базель. «Большинство швейцарцев и кантонов поддержали запрет на строительство минаретов. Федеральный совет (правительство) уважает это решение, вследствие чего строительство новых минаретов на территории Швейцарии запрещено», — говорится в заявлении на официальном сайте правительства Швейцарии. При этом, как сообщают власти страны, четыре ныне существующих минарета останутся, сохранится также возможность строить мечети. Швейцарские мусульмане могут исповедовать свою религию в одиночку или вместе с остальными и жить в соответствии со своими верованиями так же, как и раньше.
Противники запрета аргументируют свою позицию тем, что это нововведение нарушает принцип свободы вероисповедания, возникает дискриминация по расовому и религиозному признакам. Немаловажным также является и то, что запрет негативно скажется на экономике страны. В этом уверена министр полиции и юстиции Швейцарии Эвелина Видмер-Шлюмпф. Особенно пострадают экспорт и туризм, так как в последнее время увеличился поток туристов из стран Персидского залива и инвестиции, поступающие в Швейцарию из богатых арабских стран, весьма внушительны. Эвелина Видмер-Шлюмпф сообщила, что результаты голосования отражают боязнь граждан исламских фундаменталистских тенденций, которые идут вразрез со швейцарскими национальными традициями. Тем не менее, Федеральный совет не считает принятую меру способом борьбы с исламскими экстремистами.
Итак, решение принято, и, несмотря на то, что, по мнению министра полиции и юстиции, оно не означает неприятия мусульманской религии или культуры, а всего лишь запрещает возведение новых башен для созыва на молитвы, люди, исповедующие ислам, очень раздосадованы результатами голосования. Президента турецкой общины города Ванген Мустафу Кархана и главу координационного совета исламских организаций Швейцарии Фархада Афшара расстроили недавние нападения на мечети. Фархад Афшар отметил, что это первые подобные акты вандализма за последние 40 лет. Мустафа Кархан попытался призвать граждан к терпимости.
Осудил запрет на строительство минаретов и муфтий Египта Али Гумаа. Он убежден, что эта мера нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства мусульманской общины в этой стране и за ее пределами. Тем более что строительство зданий для других религий никак не ограничивается. Али Гумаа также призвал швейцарских и не только мусульман не поддаваться на провокацию, соблюдать закон и пытаться решить проблемы путем диалога.
В числе противников запрета и швейцарская партия «зеленых». Ее глава Ули Лоенбергер заявил, что недовольные результатами голосования намереваются обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Политик отметил, что «мусульмане получили даже не пощечину, а удар кулаком в лицо», и «итоги голосования — это результат грамотно проведенной пропаганды».
Зачинщики спора — члены Народной партии Швейцарии — удовлетворены итогами проведенного референдума. «Результаты голосования говорят о том, что швейцарцы не хотят в своей стране ни минаретов, ни законов шариата», — сказал представитель «народников» Вальтер Вобманн. Явка на голосование, заметил при этом он, была высокой, что означает неравнодушие граждан стран к вынесенному на обсуждение вопросу и то, что проблема назрела и стала действительно «народной».
Швейцарию населяют около 7,7 миллиона человек, из них, по разным оценкам, порядка 350-400 тысяч мусульман.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— Я совершенно четко скажу — европейская общественность действительно боится исламской угрозы. Большинство помнят, как бушевали страсти, когда в прессе появились карикатуры на пророка Мухаммеда. Сразу после этого появились карикатуры на Иисуса Христа, но никаких волнений не произошло. Да и вообще, ислам плохо относится к какому-либо запрещению их культуры. В целом, подобный запрет для Швейцарии типичен: к мусульманам граждане этой страны относятся довольно прохладно. Это вполне самобытная страна. Попытки внедрить исламскую культуру всегда заканчивались неудачно. И правительство законодательно пошло на встречу своим согражданам. Социологические опросы показывают, что 58% населения страны поддерживают такое решение. Естественно, есть определенный процент людей, которым в принципе все равно. Но мнение большинства все-таки надо уважать.