Фамилии чиновников-взяточников попадут в открытый реестр лиц, совершивших коррупционные преступления. Список опубликуют на сайте государственного уполномоченного органа. Поправки к закону «О противодействии коррупции» уже внесены.
Леонид Радзиховский, публицист
— На фоне бездействия властей на этом фронте такая мера выглядит неплохо, хотя и популистская. Многие чиновники лишены совести, а понтов — выше крыши. Попадание в такой список сразу отрезвит. Главное, грамотно реализовать задуманное. Во-первых, реестр должен быть на отдельном общедоступном сайте с понятным интерфейсом. Во-вторых, нужно внести закон: проворовавшийся чиновник лишается права нести дальнейшую госслужбу. А третье и самое главное: России пора полностью ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции. Статья 20-я Конвенции предусматривает уголовное наказание за незаконное обогащение госслужащих. Почему нет подвижек в этом направлении? Вопрос риторический.
Денис Примаков, юрист российского отделения Transparency International
— У нас плохая правоприменительная практика по работе с коррупционерами. Государство игнорирует громкие разоблачения в СМИ. Едва ли такие реестры в корне изменят ситуацию. Хотя... Сейчас как? Выгонят чиновника из одной структуры, а он устроится в другую и продолжит брать взятки. Или вообще не выгонят, промолчат. «Стена позора» этому помешает. Хоть что-то.
Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко»
— На сегодня коррупционеры — это какая-то общая масса: мы не знаем их лиц, паролей, явок... Мы многого не знаем. Поэтому такие меры скорее благо. Благодаря позорным спискам можно выяснить важные детали: в каком ранге чиновников ловят, за какие именно прегрешения... Больше гласности, господа!
Павел Салин, директор Центра полити-ческих исследований при Финансовом университете
— Мера популистская, но с рациональным зерном. Для чиновника самое страшное не суд, а огласка. После попадания в реестр запасные «аэродромы» на ниве госслужбы будут закрыты. Придется менять сферу деятельности. А потенциальный работодатель сможет на подступах отсеивать сомнительных кандидатов на должность. Крупные фигуры государства в список не попадут, они по-прежнему останутся в касте неприкасаемых. В целом мера направлена на «воспитание» низшего и среднего чиновного звена. Кремль вынужден реагировать на запрос общества, и как может, ищет козлов отпущения. Пусть хотя бы так. Для начала.