Народ любит не только поговорить с телевизором, подобно герою из передачи «Наша Russia», но и поругаться с ним. Вы, мол, ребята, что, совсем талант растеряли? Такую чушь показываете! Довольно часто телевизионщиков кроют за переизбыток покупных проектов. Раньше хоть лицензии на форматы развлекательных шоу приобретали, а теперь чуть ли не каждый третий сериал является ремейком зарубежного аналога. А самим слабо?
В принципе обыватель перед «ящиком» всегда прав, подобно покупателю в советском магазине. Его дело — на кнопку нажать. Но он ошибается, полагая, что людей по ту сторону экрана интересует лишь «бабло». Порой контент оказывается невостребованным отнюдь не из-за скупости своих создателей. И вот несколько примеров.
Мы уже привыкли к существованию стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров. И если они еще не позакрывались, значит, до сих пор предлагают некий продукт, который недоступен на обычных каналах и даже в YouTube. Так, в свое время настоящим кладезем оказались сериалы американских и европейских производителей. Но летом 2022-го по известным причинам недружественные правообладатели запретили показывать их на территории РФ. Какой тогда поднялся шум вокруг будущего кинотеатров, которым, по мнению аналитиков, без голливудского кино светило неминуемое банкротство. Про сетевые же сервисы не говорил практически никто, хотя в их ассортименте образовались гигантские пустоты. Чем заполнять? Отечественного товара на всех не хватит.
И тут владельцев осенило. Если россияне, пусть и поворчав немного, согласились пересесть со всяких там «фордов» на «китайцев», то почему бы зрителям не предложить вместо «Игры престолов», условно говоря, «Игру в кальмара»? Сразу несколькими платформами было принято решение закупить большой объем корейского и турецкого контента. Запрета на него нет, а корейские сериалы хорошо себя зарекомендовали в последнее время. Не говоря о турецких, большими поклонницами которых стали наши домохозяйки, проштудировавшие «Великолепный век».
И тогда количество продуктов, произведенных студиями восточного соседа, выросло у нас более чем в полтора раза. Южного — примерно в два. Контрагенты же, правильно оценив ситуацию, стали поднимать цены. Но ради любимого зрителя никаких денег не жалко.
А на днях решили подвести итоги смотрения купленного богатства за 2023-й. Посчитали — прослезились. Доля интереса к турецкому контенту от общего интереса аудитории ко всем сериалам составляла около 8%, к корейскому — 3,2%. Скажем, на Premier единственным турецким сериалом, привлекшим большое число пользователей, оказался свежий проект «Постучись в мою дверь». А из корейских успех имел лишь детский мультик.
В чем причина неудачи? В отношении душещипательных мелодрам, снятых на фоне султанских дворцов, можно предположить следующее. Дамы весьма почтенного возраста, привыкшие смотреть их на «Домашнем», не склонны к потреблению услуг платных сервисов. Что же касается сеульских хитов...
Вспомним сцену, вырезанную цензурой из «Мимино». В гостинице «Россия» грузин Валико Мизандари и армянин Рубик Хачикян едут в лифте. Вместе с ними — два японца, похожие как две капли воды. И один из них говорит: «Видишь, все эти русские на одно лицо». Шутка, конечно. Надо полагать, зрителю не «зашли» корейские сериалы не потому, что тот не смог отличить одного актера от другого. Но из-за разницы в обычаях и традициях многие нюансы происходящего просто не прочитались.
В общем, фокус не удался. Но онлайн-сервисы недолго горевали и придумали другой. Вскоре нам предложат большой набор латиноамериканского «мыла». В медиатеке появятся «гости из прошлого»: «Богатые тоже плачут», «Дикая роза», «Рабыня Изаура», «Просто Мария». Некоторые эксперты предрекают успех. По двум причинам. Первая: наш зритель обожает по сто раз пересматривать одно и то же. Вторая: именно бразильские и мексиканские сериалы стали для нас отрадой в мрачные девяностые. Кругом кровь на асфальте, дефолты и приватизации. А придешь домой — красивые люди влюбляются, женятся, борются с коварными злодеями. И все это на фоне потрясающих видов.
Правда, возникает естественный вопрос: не потому ли мы смотрели эти сказки, что еще не было российского сериального производства? Да и с их приобретением не все просто: кинокомпании Латинской Америки остерегаются санкций со стороны США, одного из крупнейших потребителей их «мыла» (мигрантов сколько ностальгирующих!), и не торопятся афишировать сделку с российскими дистрибьюторами.
А вот на сами Соединенные Штаты нам рассчитывать совсем не приходится. И не только из-за санкций. В прошлом году в телевизионный эфир Америки оригинального контента вышло даже меньше, чем в пандемийный 2020-й.
Чтобы был понятен порядок цифр. В третьем квартале 2023-го, то есть в начале сезона, когда количество премьер должно было вырасти, они состоялись менее чем у 450 проектов по сравнению с 600 в 2022 году и пятилетним максимумом в 678 премьер в 2021-м. И этот спад коснулся всех жанров и форматов. Конечно, свою негативную роль сыграла забастовка сценаристов и актеров. Но скептики полагают, что уже можно говорить об общемировом закате оригинального телевизионного контента. Идеи кончились, понимаешь.
Кто там говорил, что когда-то не будет ни театра, ни кино — одно сплошное телевидение?..