Главная Культура 19:37 01 Февраля 2019 7565
Алла Сигалова: Моя действительность - ярче мечтаний!

Ведущая «Большого балета» рассказала корреспонденту «Труда» о зигзагах судьбы, правилах выживания и творческой смелости

Анна Владимирова
Фото предоставлено Московским Художественным театром

Она работала в Ла Скала и Парижской опере, выпускала спектакли в Табакерке и московском театре «Новая опера». Ее новая постановка — «XX век. Бал» — собирает в эти дни аншлаги в МХТ. А широкая публика знает ее как ведущую «Большого балета», «Большой оперы» и других популярных телевизионных программ. Алла Сигалова — балетмейстер, актриса, профессор школы-студии Художественного театра — рассказала Анне Владимировой о зигзагах судьбы, правилах выживания и творческой смелости.

Вокруг сцены

— Алла, вас называют танцовщицей, хореографом, актрисой, режиссером, телеведущей. Какое из этих определений точнее всего?

— Каждое по-своему точно. Я же не врач, поэт и пекарь одновременно. То, чем занимаюсь, лежит в области театра. И выделить что-то одно не могу. Все важно, это грани одного многоугольника.

— После 2-го класса школы вы поступили в Вагановское училище. Мечтали парить по сцене в легкой пачке, как в красивой сказке?

— Для меня балет никогда не был сказкой. Мои мама с папой работали в театре, и я с детства видела реальные стороны этой профессии. Новозможность каждый день соприкасаться с музыкой, пропускать ее через себя и передавать эмоции собственным телом — это было интересно и манко. И потом — я выросла в семье, где каждую неделю ходили в Мариинский (тогда Кировский) театр, и желание танцевать казалось естественным.

— Но для того, чтобы это желание стало реальностью, в человеке должно сойтись столько качеств: талант, физические данные, наконец гранитная воля!

— Думаю, это все связано. Наблюдая за своими студентами, все больше убеждаюсь: человек с яркими способностями в определенной области, как правило, обладает и огромной концентрацией. Воля — это часть таланта.

Из Петербурга в Москву

— Во время учебы вы получили травму, после которой заново учились ходить, не то что танцевать... Как было не впасть в депрессию?

— Депрессия — не моя история. Но какое-то время я ощущала себя в тупике, не понимала, как и куда двигаться дальше, и возможно ли это вообще. Так длилось, наверное, года три... А потом постепенно стали возвращаться силы, яснее виделась цель, перспектива. И это порождало устремленность.

— Кто-нибудь тогда вытягивал вас из этого состояния, утешал, что все будет хорошо?

— Нет, мне такое даже представить странно. Я была одна — никакой поддержки, ее и быть не могло... Знаете, самые тяжелые моменты жизни я сравниваю с процессом родов, который происходит только с тобой. Никто здесь за тебя ничего не сделает. Никакой врач не скажет: «Порядок, все закончилось», — если на самом деле все еще продолжается. Ты, и только ты, делаешь колоссальное усилие, чтобы родить...Так и в жизни: остаешься один на один со своей бедой и сам должен справится с ней, накопить ресурс для движения дальше...

— Ваше движение было — в столицу, в ГИТИС на режиссерский факультет. Обрадовались такой перемене декораций?

— Москва оказалась для меня тяжелым местом, но надо было сбежать из Ленинграда, чтобы заглушить болевой синдром — уже не физический, а психологический. Мы со столицей довольно долго друг друга не принимали. Я ее не любила, и она меня отторгала... Понимаете, я росла в том старом, интеллигентном Ленинграде, в семье Михайловых-Сомовых (родственники художника Константина Сомова, представители петербургской художественной интеллигенции в нескольких поколениях. — «Труд»). Традиции этого дома, круг людей, которые в нем бывали, сейчас уже кажутся фантастическими. Я даже написала книгу воспоминаний о том времени и городе, с его аристократическим, дворянским духом. Сейчас уже, увы, былого Ленинграда нет. Зато в Москве теперь чувствую себя как дома, здесь я — своя.

Полет воли

— После института вы работали в Сатириконе, а потом сорвались с привычного места и создали «Независимую труппу Аллы Сигаловой». Как решились на такой смелый рывок?

— Тогда — легко! Наступали девяностые — дерзкое, авантюрное время мощных поступков. Пора воплощения безумный идей. Сейчас бы я так не рискнула, а в ту пору — решила уйти и ушла. И это казалось нормальным. И за мной последовали люди. Вместе мы стали делать нечто совершенно новое — первый частный театр современного танца в Москве, в котором было семеро артистов плюс художники, администраторы, гримеры, костюмеры...

— То есть вы сами сочиняли танцевальный текст спектаклей?

— Нет, приглашала акробатов из цирка... Конечно, все сочиняла я сама! Наш первый спектакль назывался «Игра в прятки с одиночеством» — мозаика разных настроений, выраженных хореографическими образами. После были «Пугачев», «Отелло», потом спектакль, посвященный Марии Каллас, «Циники» и так далее... Всего мы проработали около девяти лет.

— Ваши прежние постановки, как и нынешние — например, «Катерина Ильвовна» по Лескову в «Табакерке» — бьют током глубинных страстей. Вы — за фейерверк эмоций на сцене?

— Да, мне близок театр сильных переживаний, чувственности, красоты. Хочется именно на таком языке общаться со зрителем. Хотя принимаю и уважаю также театр «головной», рациональный. Я вообще отрыта к любым талантливым высказыванием на подмостках. И все же, как постановщик — выбираю сильные эмоции.

— Как вы относитесь к тому, что современная сцена превращается в территорию эксперимента, где нормально обнажать не только чувства, мысли, но и тела артистов?

— А театр всегда экспериментировал, это ведь дело живое... Начало ХХ столетия было мощнейшим извержением театральных поисков. Прошлый век вообще нашпигован фантастическими личностями, которые вытворяли на сцене невероятное! Современные режиссеры, скорее, не экспериментируют, а ищут оптимальную форму самовыражения, собственного высказывания. И дело зрителей — выбрать сред иэтого ассортимента то, что им ближе, за что они готовы платить деньги. Поэтому академический спектакль, авангардная постановка, опера и мюзикл должны соседствовать в театральной афише.

Перед балом

— Как приходит замысел?

— Часто все идет от желания работать с каким-то актером или актрисой. В этом случае ищешь пьесы, сюжеты под конкретного человека. А бывает, напеваешь под настроение арию Фредди из My Fair Lady и думаешь — а почему я до сих пор это не поставила? И — берешься за постановку... Или хочешь увидеть такую-то шляпку на такой-то актрисе — и так возникает спектакль...Иногда идея приходит под прессом боли. Так, в октябре я выпустила в школе-студии спектакль с хэштегом «Я не боюсь сказать» — о психологическом и физическом насилии по документальным воспоминаниям конкретных людей. В общем, выбор материала зависит от того, что тебя в этот момент радует или, наоборот, саднит раной...

— Как родился «XX век. Бал»?

— Думаю, здесь толчком стала музыка. Я осознала, сколько мелодических образов, которые всегда остаются со мной, возникло именно в XX веке. И я захотела к ним вернуться, искала для этого сюжет. А потом решила, что действие спектакля может быть просто нанизано на историю прошлого века. Дальше — надо было понять, как из множества событий отобрать самые знаковые. Когда началась работа над инсценировкой воспоминаний, что-то отсеклось само собой, что-то приходилось отсекать... Так появился образ спектакля, его настроение.

— У вас играют артисты, которым едва за 20. Как им далось погружение в такой «нафталин»?

— Многие ребята даже не знали, что происходило тогда. Или были знакомы с фактами лишь понаслышке. Им пришлось в этот век «упасть», изучать его по годам. И то, что в итоге они его поняли и полюбили, — очень важный бонус нашей работы... Хотя и по своим студентам, и по артистам вижу — молодежь по сути своей одинакова во все времена. Меняются скорости, картинки вокруг,— а в основе человек остается таким, каким его задумал Создатель.

Жизнь как чудо

— Алла, есть ли у вас материал, который вы хотели бы поставить, но пока до него дозреваете?

— Я уже давно перестала мечтать и загадывать. Потому что моя действительность ярче любых мечтаний. Ну, могла ли я подумать, что стану работать в Ла Скала или Гранд опера? Или преподавать в Гарварде?.. Так что живу реальными делами. Сейчас работаю над двумя спектаклями, один — по биографии Скотта Фицджеральда с Егором Бероевыми Машей Александровой, другой —та самая «Моя прекрасная леди» в театре Табакова.

— Интенсивно работая, вы при этом прекрасно выглядите! Сколько времени тратите на уход за собой?

— Нисколько! Ну, если не считать процесс умывания утром и вечером. Еще у меня есть врач, которому бесконечно доверяю и хожу к нему два раза в год. А вот салоны красоты — совсем не моё. В молодости из-за травм я проходила через бесконечные массажи и дико устала от них. С тех пор не терплю, когда меня касаются чужие руки.

— Сегодня, особенно среди женщин, царит культ внешней красоты. Мысли о возрасте разъедают, как кислота. Насколько, по-вашему, опасна эта тенденция?

— Женщина должна прекрасно выглядеть и следить за собой, но не доводить это до абсурда! Стоит думать о том, что ты ешь и пьешь, слушать свой организм и вовремя отдыхать. Но то, что подходит одному, не подойдет другому, ведь все мы разные. Например, лично я — против пластических операций. Часто наблюдаю — как бы все ни было прекрасно сделано, через какое-то время что-то начинает портиться и ползти. И потом, я убеждена: надо спокойно принимать свой возраст и в пятьдесят лет не делать вид, что тебе двадцать. Тогда и внешний облик будет не в ссоре с движением души.

Голубой — не значит плохой

— Вряд ошибусь, если скажу, что основной части российской публики вы больше известны все-таки как телеведущая — в «Большой опере», других проектах. Но, наверное, ближе всего вам «Большой балет», где вы были и членом жюри. Какой выпуск этого цикла показался вам самым ярким?

— В первый выпуск «Большого балета» попали потрясающие танцовщики: Влад Лантратов, Ольга Смирнова, Кристина Шапран, Андрей Ермаков... Как это чаще всего бывает, дебютная программа оказалась и самой мощной, и самой успешной! Теперь ее участники — это выдающиеся артисты.

— Глядя на молодых ребят, которые работали на программе, можете сказать, в хорошей ли творческой форме сегодня находится наше балет?

— Если судить не только по этим ребятам, а по тому, что происходит на всех мировых сценах, — балет переживает не лучшие времена. Как-то великий Игорь Моисеев сказал: «Танец превращается в пингвина. Вроде бы птица, крылья есть, а взлететь не может». Надеюсь, это явление временное, и нас ожидают новые балетные открытия и откровения.

— Может ли «голубой экран» служить проводником высокого искусства, или же формат ТВ — отвлечение аудитории от настоящего?

— Думаю, «голубой экран» никуда искусство не проводит и не уводит. Телевидение — это отдельный, потрясающий вид творчества. Не вижу смысла противопоставлять или сравнивать его, скажем, с театром или с классической музыкой.

— А сами-то телевизор смотрите?

— Конечно, могу включить что-то интересное для себя. Но чаще всего нахожу такую программу уже в интернете, в записи. И, если честно, делаю это не часто...

Комментарии для сайта Cackle

Тиктокер Даня Милохин стал в последнее время завсегдатаем эфиров федеральных каналов

Сергей Беднов
Труд
Даня Милохин. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В авторской программе «Бесогон» на «России 24» Никита Михалков рассказал, за кого в публичном пространстве нашей страны ему сейчас стыдно. Мэтром была названа Елена Ваенга, исполнившая шансон...

Чтобы в связи с ними в голову не лезла какая-нибудь «банда ГТА» или отрезанная голова ребенка, лучше вспоминать в эфире эту категорию населения пореже

Сергей Беднов
Труд
У нас на ТВ очень любят говорить о сложностях, связанных с мигрантами на Западе, и всячески избегают обсуждать наши. Фото: Moscow-Live.ru

В минувший вторник, 13 июля, в информационных выпусках всех федеральных каналов прошел сюжет о драке выходцев из Средней Азии возле метро «Кузьминки». Аналогичное происшествие в Химках, случившееся накануне,...

Народ на вакцинацию от коронавируса калачом не заманишь. В телевизоре по этому поводу - сплошное недоумение

Сергей Беднов
Труд
Почему придали созданию «Спутника V» статус геополитической победы? Народ знает, как часто ура-патриотические речовки сопровождают абсолютные пустышки. Фото: Moscow-Live.ru

Народ вакцинироваться не желает. Несмотря на обещанные автомобили и квартиры. Говорящие в телевизоре умные головы ситуации удивляются. Ищут причины. Они, может, и брякнули бы в сердцах про тупость масс, но нельзя-с:...

Разговор с писателем Григорием Чхартишвили, более известным читающей публике под именем Бориса Акунина

Александр Славуцкий
Труд
Фото: © Dmitrii Angel, globallookpress.com

Он не перестает поражать творческой активностью. Помимо регулярно выпускаемых увлекательных детективных романов много лет работает над циклом книг «История Российского государства». Не так давно в издательстве...

Самый мистический дворцовый комплекс - Михайловский (Инженерный) замок - открыл для посетителей парадные залы

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Serguei Fomine, globallookpress.com

Об архитектуре и убранстве этих залов посетители прежде могли лишь гадать. Долгие годы в них располагалась закрытая для посторонних Военно-морская библиотека Минобороны РФ. Да и после реставрации Инженерный замок хранит...

Почему ученикам Христа одной Пасхи оказалось мало

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Фреска М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото из открытых источников.

Уже завтра, в субботу, православные храмы начнут украшать ветвями берез, травами и цветами: в воскресенье, 20 июня, Троица, один из самых любимых праздников на Руси. В церковном календаре она знаменует завершение...

Столица может утратить не только уникальный плавательный бассейн, но и шедевр скульптуры

Елена Широян, искусствовед
Труд
Реконструкция надвинулась на один из образцов Большого стиля – спорткомплекс ЦСКА. Фото из открытых источников

Однажды в нулевых мне довелось побывать в Берлине, который тогда считался крупнейшей стройплощадкой Европы. И впрямь — повсюду возводили новые здания, небо пронзали десятки башенных кранов... Сегодня столица Германии...

Культура 00:10 / 09 Июля 2021 13092
Не QR-кодом единым...

Какой документ считается самым защищенным от подделок

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Труд
Константин ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр — фреска в капелле Сан-Сильвестро (монастырь Санти-Куаттро-Коронати). Фото из открытых источников.

Пока полиция рапортует об уголовных делах за подделку сертификатов о вакцинации и мошенничество с QR-кодами, социологи говорят о российском феномене: дескать, наше население, привыкнув к давлению государства,...

Известный кинорежиссер едет на фестиваль в Канны с одним фильмом и продолжает работу над другим

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Как признался Алексей, смокинг он пока не утюжил. Фото: Komsomolskaya Pravda/Russian Look, globallookpress.com

Такого не было уже несколько десятилетий: сразу пять российских картин приглашены в программу Каннского фестиваля, который стартует 6 июля. В основном конкурсе будут представлены «Петровы в гриппе» Кирилла...

Надежда на то, что информационная повестка «ящика» переключится на спортивные баталии в Токио, оказалась тщетной

Сергей Беднов
Труд
Признаемся: давно мы так не ждали Концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, как в эти дни. Фото: Zhang Hongxiang, Синьхуа, globallookpress.com

Еще неделю назад теплилась надежда, что информационная повестка «ящика» хотя бы на время соскочит с двух излюбленных тем и переключится на спортивные баталии в Токио. Увы, она оказалась тщетной. То есть...

На экраны выходит спорный фильм о великом художнике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Влюбленный Ван Гог» с сайта kinopoisk.ru

Российская премьера «Влюбленного Ван Гога» прошла 14 июля — в День взятия Бастилии, который считается во Франции и во всем мире символом свержения абсолютизма. Фильм в нашем прокате решили...

Директором Бахрушинского музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики

Анна Чепурнова
Труд
Всего месяц назад Дмитрий Родионов вместе с председателем совета депутатов Зарайска Еленой Белкиной и ее заместительницей Раисой Гулькиной открывал Бахрушинский фестиваль, не подозревая о сгущающихся тучах. Фото Сергея Бирюкова

Шокирующая новость: в канун 22 июня — дня, когда мы отмечали 80-летие начала Великой Отечественной, — директором Бахрушинского театрального музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики....

Российские политические ток-шоу порадовали новой струей: они пошли войной на гей-пропаганду

Сергей Беднов
Труд
Роскомнадзор решил проверить на предмет гей-пропаганды церемонию вручения премии «Муз-ТВ». Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редкий мальчишка советских времен не знал, что эта некрасовская строка имеет хулиганское продолжение: «Он им отгонял от себя...» Кого? Ну, типа, мужчину с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Наподобие...

Новая работа известного кинорежиссера - самое, пожалуй, его личное высказывание

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Главный герой нового фильма Владимира Константиновича - режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции

После проката в кинотеатрах сразу на трех интернет-площадках появился фильм со странным, на первый взгляд, названием «Конец фильма». Это новая работа известного кинорежиссера Владимира Котта, хорошо знакомого...

Гидов-экскурсоводов в городе на Неве взялись пересчитывать, будто цыплят по осени

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Гидов в Петербурге пересчитают, проэкзаменуют, введут для них обязательное лицензирование, занесут в реестр. Депутаты городского парламента внесли на рассмотрение законопроект об обязательной аттестации всех, кто водит туристов...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Eunika Sopotnicka, globallookpress.com

Авторы исторических работ, представленных в обзоре, опирались на документы, многие из которых ранее были неизвестны или запрещены советской цензурой. Насколько полной встает картина, судить читателю. С уверенностью можно...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?