- XXI век называют эрой метана, золотым веком природного газа. Насколько, на ваш взгляд, справедливо такое утверждение?
- Действительно, это так, потому что потребности человечества в энергии все больше и больше удовлетворяются за счет природного газа. Это происходит как по экологическим соображениям, так и потому, что страны-производители и их клиенты - газовые компании - смогли конкретными действиями убедить потребителей в надежности этого энергоносителя.
Заслуженное доверие надо всячески поддерживать и укреплять. Запасы газа в мире значительные. К тому же мы считаем, что объем запасов будет увеличиваться по ходу открытия новых месторождений. Одновременно активно совершенствуются технологии в газовой промышленности, что дает возможность добраться до труднодоступных запасов. К тому же рынок, который раньше носил локальный характер, затем континентальный, как, например, в Европе, начинает все больше становиться мировым - в основном благодаря разнообразию способов транспортировки газа. Газ транспортируется по различным маршрутам. Одним из интересных примеров является газопровод по дну Черного моря "Голубой поток", проект которого реализуется Газпромом и итальянской компанией ЭНИ. Или же углеводородное сырье доставляют по назначению танкерами-метановозами в виде сжиженного природного газа. Мы видим, как вырастают предприятия, перерабатывающие природный газ в сжиженный (СПГ), строятся портовые терминалы по его приемке. Связь между ними осуществляется с помощью средств морской транспортировки, в которой у нашей компании имеются большие наработки. Ведь "Газ де Франс" - акционер обществ "Газтранспорт" и "Текнигаз", которые разработали мембранную технологию для морских метановозов и владеют на нее лицензиями. Эта технология, отмечу, наиболее эффективна и наименее затратна.
- Итак, как вы отметили, рынок газа начинает приобретать всепланетный характер. Хотя основными "очагами" пока все-таки остаются Северная Америка и Европа...
- Правильно, но если посмотреть на карту, то эти "очаги" уже охватывают огромную территорию. Верно и то, что значительную часть планеты, в частности Индию и Китай, пока нельзя назвать достаточно газифицированными странами. Я абсолютно уверен в том, что там существуют огромные возможности для развития газового рынка. По двум направлениям. Во-первых, в их недрах залегают пока еще не открытые месторождения газа, поиском которых могут заняться как местные, так и мощные иностранные компании. С другой стороны, эти страны платежеспособны и могут закупать газ за рубежом. Вот почему, к примеру, в Индии уже существуют проекты на строительство 22 терминалов для приемки сжиженного газа. Он туда может доставляться с Ближнего Востока, из стран Персидского залива. Что касается Китая, то уже существуют проекты газопроводов из Сибири, из Туркменистана. Скорее всего, в ближайшие десятилетия они будут реализованы.
- Немало перемен происходит в Европе. Какие из них, на ваш взгляд, окажут наибольшее воздействие на континентальный газовый рынок?
Он находится в постоянном развитии. Самые большие перемены происходят в тех странах, которые в газовой области до недавнего времени отставали, такие, например, как Испания или Турция. Кстати, Турция в скором времени будет получать природный газ по газопроводу "Голубой поток", а также, возможно, из других газопроводов, проекты которых сейчас находятся в стадии изучения.
Рынок велик. Предложение, на мой взгляд, пока перекрывает на нем спрос, и, конечно, тот, кто окажется первым, получит преимущества по сравнению с другими. Поэтому мне совершенно понятны причины партнерства между Газпромом и ЭНИ по проекту "Голубой поток".
В Западной Европе сейчас происходит либерализация газового рынка. Соответствующая директива ЕС вступает в действие 10 августа, и любая газовая компания будет иметь право поставлять газ так называемым "избранным" фирмам, то есть тем, кто потребляет более 25 млн. кубометров газа в год. "Газ де Франс", как и другие компании, готовится к этой дате. В частности, она внесла изменения во взаимоотношения со своими клиентами с тем, чтобы эффективнее с ними сотрудничать.
Что касается связей с традиционными поставщиками газа в континентальную Европу, такими, как Россия, Норвегия, Алжир, Голландия, то здесь появляется новый элемент, а именно возможность благодаря Интерконнектору, связывающему Англию с остальной Европой, поставлять излишки газа, добываемого в британской части Северного моря. Так что крупные клиенты из числа промышленных предприятий, очевидно, захотят воспользоваться возможностью закупать газ на более интересных условиях. "Газ де Франс", со своей стороны, намеревается обсудить со своими партнерами по долговременному сотрудничеству меры с тем, чтобы сохранить присутствие на рынке и даже его расширить. Это сложно, но, будучи оптимистом, я считаю, что это возможно.
- Скажутся ли перемены, происходящие на европейском рынке, на отношениях со странами-поставщиками?
- Перемены, как говорится, в природе вещей. Эволюция - нормальный жизненный процесс. Оглянитесь вокруг: живой организм, который не развивается, не то что обречен на гибель, он уже мертв. Так что отношения, которые нас связывают с долгосрочными партнерами, должны и дальше существовать, адаптируясь к переменам. И это, мне кажется, нормально воспринимается поставщиками газа. Однако наши отношения должны быть обогащены. С одной стороны, - адаптируя процесс продажи и покупки газа к новым рыночным условиям. С другой - расширяя их благодаря новым партнерствам, например, в области прокладки газовых сетей, развития проектов когенерации и других. Так что в этих двух направлениях - адаптация контрактов и развитие партнерства - мы работаем рука об руку с крупными поставщиками газа, включая, конечно, Газпром.
Из проектов с российскими газовиками хотелось бы выделить работу общества "Фрагаз" - совместного предприятия, созданного в соответствии с французским законодательством. Оно поставляет французское оборудование Газпрому и другим компаниям, а также некоторые объемы газа "Газ де Франс". В Москве успешно функционирует совместное предприятие "Экогаз", которое занимается проектами по размещению энергоустановок. Как видно из частички "эко", такие установки отличаются эффективностью экономии энергии и высокой экологичностью. Мы работаем и по другим направлениям.
- Как вам видится будущее энергетики в целом?
- О природном газе мы уже говорили - за ним XXI век. Но я также убежден, что и атомная энергетика в обновленном виде громко заявит о себе. Человечеству без нее не обойтись - ведь ресурсы атома практически безграничны, в то время как этого нельзя сказать о нефти и газе. Возродится и угольная промышленность - при условии обеспечения природоохранительных технологий и разумных цен. Ведь запасы угля на Земле огромны.
Природный газ многим хорош, но и конкурентов на рынке энергоресурсов достаточно. Так что его успех зависит от прозорливости и таланта людей, которые работают в газовой промышленности. Обо всем этом мы будем говорить на нашем конгрессе в Ницце.