Это самое крупное и уж точно самое статусное мероприятие Республики Беларусь в сфере кино. На стыке уходящей осени и вступающей в свои права зимы белорусская столица вот уже в 24 раз примет сотни гостей. А на экранах местных кинотеатров в течение недели будут идти десятки прекрасных, любовно отобранных лент из самых разных стран мира.
«Листопад» не гонится за лаврами фестиваля класса «А». У него нет задачи показывать только те фильмы, которые ранее не были «засвечены» на других международных киносмотрах. Если та или иная картина уже получила приз в Канне, Берлине, Венеции, Сан-Себастьяне, Карловых Варах - это не перекрывает ей путь на конкурсный экран «Листопада». Наоборот, программный директор минского кинофорума Игорь Сукманов считает, что «Листопад», подводящий итоги киногода, может и должен собирать все лучшее, что было показано в течение сезона на крупных европейских фестивалях. Главное, чтобы это была белорусская премьера фильма. А это правило «Листопад» соблюдает неукоснительно.
В итоге минский кинофорум за последние годы стал своеобразным Фестивалем фестивалей, благодаря которому белорусские любители кино в течение насыщенной событиями и фильмами недели могут увидеть впечатляющую панораму современного мирового кинопроцесса. При этом «Листопад» выполняет еще одну важную функцию: сегодня он служит своеобразным кинематографическим мостом между Востоком и Западом, между евразийским пространством и Европой.
Так, в основном конкурсе «Листопада» представлены как Грузия («Хибула» Георгия Овашвили), Кыргызстан («Кентавр» Актана Арыма Кубата), Азербайджан («Гранатовый сад» Ильгара Наджафа), так и картины целого ряда европейских стран. Многие из них, кстати, созданы в копродукции, что является своеобразным велением времени.
Например, в создании фильма «Кроткая» (режиссер Сергей Лозница) участвовали кинематографисты 6 стран, в том числе Франции, Германии, России, Украины. Фильм «Маленький крестоносец», победивший в Карловых Варах (режиссер Вацлав Кадрнка), создавали мастера кино из Чехии, Словении, Италии. Фильм «Иней» (режиссер Шарунас Бартас) делали сообща кинематографисты Литвы, Франции, Польши, Украины. Самый экзотический фильм конкурса «Канделария» (режиссер Джонни Хендрик Инестросе) представляет сразу кинематограф Колумбии, Аргентины, Кубы, Германии, Норвегии.
Россия бросает в бой за призы «Листопада» свои лучшие силы. Помимо уже упоминавшейся «Кроткой», чей путь к зрителю начался с экрана Каннского кинофестиваля, в конкурсе «Листопада» участвуют «Турецкое седло» Юсупа Разыкова (Гран-при фестиваля «Горький фест» в Нижнем Новгороде) и «Аритмия» Бориса Хлебникова, завоевавшая главные призы на сочинском «Кинотавре» и екатеринбургском Уралкинофесте. Другие фильмы конкурса тоже имеют богатый фестивальный опыт и немалый призовой фонд. Так что предстоящее творческое ристалище обещает быть жарким, и предсказать его итог не возьмется никто, даже члены международного жюри, имена которых будут объявлены сегодня.
Кроме основного конкурса на «Листопаде» традиционно пройдет второй по значимости конкурс - дебютного игрового кино «Молодость на марше», в котором участвует и фильм «Теснота» режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова. В рамках Национального конкурса жюри оценит фильмы белорусских кинематографистов. Конкурс фильмов для детей и юношества соберет со всего мира лучшие картины для подрастающего поколения. Наконец, померяются творческими силами мастера документального кинематографа.
Ну, а на «сладкое» любителям кино в рамках внеконкурсных программ покажут фильмы корифеев современного экрана – последние работы Михаэля Ханеке («Хэппи-энд»), Франсуа Озона («Двуличный любовник»), Агнешки Холланд («След зверя»), Аки Каурисмяки («По ту сторону надежды»), Сергея Соловьева («Кеды»), Ильдико Энеди («О теле и душе»), наконец, триумфатора Каннского фестиваля Рубена Эстлунда («Квадрат»). Так что зрителям, в том числе и кинообозревателю «Труда», скучать в Минске предстоящую неделю точно не придется.
