Неплохо так — прокатиться на метро в компании генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой и прослушать лекцию об истории русского искусства ХХ века! В среду 30 ноября в московской подземке при поддержке самого знаменитого московского музея запустили поезд, каждый вагон которого рассказывает об определенной эпохе и направлении художественного творчества. Это — часть просветительского проекта «Интенсив ХХ». Другие его части составили интернет-сайт и художественное оформление станции «Парк культуры» — ближайшей к зданию Третьяковки на Крымском валу.
«То, что мы вам представим — это прорыв. Мне кажется, такого не было не только в нашей стране — не могу припомнить, чтобы столь серьезные проекты стыковки художественного и общественно-полезного происходили в других городах и странах», — сказала Зельфира Трегулова перед стартом нового поезда в депо «Красная Пресня». — «Интенсив ХХ» — это попытка представить в наиболее посещаемом общественном месте города то, чем мы все можем гордиться — искусство ХХ века. Собственно, именно об этом мечтали в начале ХХ столетия художники авангарда — чтобы творчество шагнуло в жизнь. Воспроизведение картин из собрания Третьяковской галереи, которые вы будете рассматривать в пути, те тексты и видеосюжеты, которые вы сможете прочесть в интернете, та атмосфера, которая будет создана на станции «Парк культуры», — все это сделает пребывание под землей таким же ярким и праздничным, каким мы видим сейчас этот великолепный поезд«.
А затем Зельфира Исмаиловна в сопровождение главы Департамента транспорта города Москвы Максима Ликсутова, начальника Московского метрополитена Дмитрия Пегова и многочисленной журналистской бригады поднялась в хвостовой вагон. И началась та самая экскурсия через весь состав, в котором по такому случаю, в виде исключения, открыли все внутренние двери.
«Вот здесь — свидетельства того смелого эксперимента, который выдвинул Россию в лидеры мирового искусства, — говорит гендиректор Третьяковки. — Это работы участников объединений «Мир искусства», «Бубновый валет» — Петрова-Водкина, Гончаровой, Ларионова... Посмотрите на эту фиолетовую руку с зелеными ногтями с автопортрета Лентулова — увидев такое по дороге на работу, даже самый вялый, не проснувшийся еще горожанин встрепенется! А вот тут представлены Малевич и его ученики. За супрематизмом — конструктивизм: Татлин, Родченко...»
Так, двигаясь вдоль состава, мы попадаем в 1930-е годы: советский реализм — Дейнека, Кончаловский... Война, послевоенные годы, оттепельные 50-е и 60-е, диссидентско-нонконформистские 70-е и 80-е...
«А теперь пройдемте в следующий зал... простите, оговорка по Фрейду — в вагон» — говорит серьезная Зельфира Исмаиловна и сама улыбается собственной словесной ошибке, обличающей в ней человека, всю жизнь отдавшего музейному делу.
На «Краснопресненской» в поезд вошли первые пассажиры — по-моему, гастарбайтеры из Средней Азии. Сперва перепугались — что за толпа людей с камерами вокруг хрупкой женщины, которая присела на сидение и что-то рассказывает! Чуть не отступили обратно на платформу, но журналисты подбодрили: смелее! Так «Интенсив ХХ» начал выполнять и свою международную миссию...
А завершилась поездка на станции «Парк культуры», эскалатор которой по такому случаю вместо обычной рекламы оказался украшен теми же «Девушками на Волге» Петрова-Водкина, «Павлином» Гончаровой... Через два месяца, объяснили нам, экспозиция изменится, здесь появятся картины 1930-1950-х. Еще через два месяца — искусство ближайших к нам десятилетий.
Жаль только — произведения, как правило, представлены только фрагментами, пусть и очень яркими. Но это была принципиальная позиция авторов проекта: не лишать пассажиров привычного комфорта и не уменьшать количество сидений, как это делалось на некоторых ранее запущенных «художественных» поездах, что вызывало понятные нарекания москвичей. Теперь же пришлось использовать только то очень ограниченное свободное место на стенках и притолоках, что имелось...
Зато обо всех работах и их авторах заинтересовавшиеся смогут прочесть подробные рассказы, посмотреть видеосюжеты на сайте проекта «Интенсив ХХ», в тот же день открывшемся в интернете. Наиболее активные его посетители смогут выиграть льготные билеты в саму Третьяковку и увидеть оригиналы того, что «зацепило» их в подземке.
Московское метро стало человечнее и красивее. Вот, мне кажется, великолепный пример того, как надо поднимать престиж слов «Россия», «русское»...
