Ее создатели – та самая «великолепная четверка» театра «Квартет И», прославившаяся и спектаклями, и уморительными кинопроектами вроде «Дня радио» или «Дня выборов». Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Леонид Барац и Александр Демидов – это сегодня бренд. Звучит как «знак качества». Комедийного.
Небывалый успех предыдущих проектов стал для продюсеров сильной мотивацией – благо тема выборов поистине неиссякаема в плане юмора. На этот раз за камеру встал режиссер Александр Баршак. Сценарий написали Сергей Петрейков, Леонид Барац и Ростислав Хаит. В этом актерском беспределе снова приняли активное участие Михаил Козырев, Максим Виторган и Нонна Гришаева – куда ж без нее?
Напомним, что спектакль «День выборов» вышел – вы не поверите! – аж в 2003 году! А фильм – в 2007-м. А воз и ныне там… Поводов посмеяться над национальными особенностями выборов, увы, не убавилось. А скорее, наоборот. Правда, губернаторов давно не выбирают – но это авторов не смутило ни тогда, ни сейчас.
Итак, герои уже уволились с «Как бы радио». Каждый занят своим делом. Но звонок Саши (Демидов), ставшего правой рукой губернатора Цаплина (Уткин, тот самый, из спортивного телека) меняет все планы. На третий срок он сначала вроде хочет идти, но не может – после скандального обрушения нового моста. И вот лихая московская четверка политтехнологов призвана за неделю добиться честного избрания «правильного» кандидата. Им волею судеб становится Камиль Ларин, вышедший просто покурить и вынести мусор. Вот так российский быт, бессмысленный и беспощадный, творит чудеса на просторах родины.
Политическая сатира? Вовсе нет, убеждены авторы.
– Это просто острые обстоятельства, в которых интересно раскрываются герои, – говорит Леонид Барац. – Мы вообще не сатирики. Нам просто нужно было поместить наших персонажей в какие-то экстремальные условия. И ими оказались выборы.
А вот Михаил Козырев, снова сыгравший самого себя, считает картину как раз «политической сатирой»:
– Политика – благодатнейшее, необозримое и очень благородное поле для юмора в любой стране. А у нас это минное поле для юмора. Поэтому мы и не имеем в этом жанре ничего существенного в последние лет десять.
С ним не согласен Василий Уткин – он считает фильм настоящей комедией:
– Это совсем не о политике, это о времени. Никто из участников действия ничего не говорит о политике, кроме пурги.
Да уж, чего-чего, а пурги здесь хватает. Абсурдные речи нон-стоп льются из уст чиновников любого ранга – особенно тут хорош Андрей Смоляков в роли Главного Начальника, курирующего выборы. Тем не менее, реалии предвыборной гонки здесь точно переданы – и нахождение алкоголика-однофамильца кандидата, и склочные телевизионные дебаты, и невесть откуда взявшийся лже-поп (в этой роли снова блистает Михаил Ефремов), и разудалые казаки с их атаманом Кортневым, наводящие порядок в городе N…
– Конечно в фильме много гротеска, – говорит Алексей Кортнев. – Но поскольку мне приходилось принимать участие в выборных и предвыборных кампаниях (в основном в 90-е годы я работал с Кириенко, Черномырдиным, даже при Ельцине мы что-то играли в кампании «Голосуй сердцем»), то должен сказать, что тогда это так гротескно все и происходило. То есть у нас, конечно, много чего придумано. Но ничего не высосано из пальца. Все могло быть и так на самом деле.
Но мы-то понимаем, что изменилось – время. И это стало самой большой проблемой для режиссера. Александр Баршак считает, что в простоте первого «Дня выборов» как раз и заключалась метафора времени. А во втором фильме задача оказалась сложнее. Время изменилось, а зритель ждет тех же героев.
И он их получает. Это, по сути, маски, которые привычно надевают на себя и артисты «Квартета И», и остальные. Герои не изменяют своим амплуа. И даже имена их – такие же, как у артистов…
Другое дело, что на этих «Выборах» как-то не очень весело. «Кое-где порой» стало «везде и всегда». И все чаще тянет к Гоголю: над кем, мол, смеетесь? Над собой смеетесь, господа! И смех какой-то горьковатый, что ли… В духе Салтыкова-Щедрина: «Проснешься в России через сто лет – пьют и воруют»… Что по-над Волгой (фильм снимался в Астрахани), что по-над Москвой-рекой...
Может, так и задумывалось?