Госдума начала работу над системной переработкой Семейного кодекса. Как рассказала журналистам председатель комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, основная задача депутатов – сделать принятый почти 20 лет кодекс актуальным для современных реалий и отвечающим «злободневным запросам общества».
Для этого законодательный акт планируется полностью переработать, дабы избежать его превращения в «лоскутное одеяло». При этом, – подчеркнула Мизулина, – речь не идет о переписывании документа: депутаты постараются сохранить все ценное, что было в кодексе до сих пор.
Выгоднее быть мамой-одиночкой, чем замужней женщиной
Новый документ должен включить в себя несколько принципиально новых разделов. Один из них будет касаться защиты детей от вредной информации. Другой – традиционных семейных ценностей, которые, по словам главы комитета по делам семьи, во многом связаны с религиозной культурой.
«В Семейном кодексе есть понятие «брак», но нет термина «традиционная семья» с пояснением, что же это такое. Между тем во всем мире в развитых странах дано определение такому понятию, – отметила Мизулина в интервью газете «Известия». – Многодетная семья – та самая ключевая традиционная ценность православия, ислама и иудаизма – основных религий, исповедующихся в нашей стране».
Кодекс в его нынешнем виде, по словам парламентария, имеет множество непродуманных мер, и фактически побуждает людей жить в гражданском браке, не регистрируя своих отношений официально.
«Смотрите, – пояснила Мизулина, – пособие матерям-одиночкам, не состоявшим в браке, довольно высокое: в 5–6 раз выше, чем для многодетных семей. Естественно, молодая семья, у которой заработки не очень велики, смотрит, что выгоднее и выбирает денежное пособие, а не регистрацию брака».
В результате, – полагает депутат, – люди, особенно молодые, отучаются представлять себе семью как некое единое целое. И это один из моментов, над изменением которых можно и нужно работать.
Опека и государство не важнее родителей
Много вопросов вызывает пока и работа государственных органов, и в частности, специалистов по опеке и попечительству.
«Если бы люди умели полюбовно решать любые семейные конфликты, будь то развод, выплата алиментов, раздел имущества, решение, с кем будет жить ребенок после развода, то никакое семейное законодательство и не потребовалось бы», – отметила Елена Мизулина. Тем не менее, по ее мнению, бесцеремонное вторжение сотрудников органов внутренних дел, опеки, руководства школ и детсадов в дела семьи – совершенно недопустимо.
«Они могут практически беспрепятственно попадать в квартиры, отбирать детей, устанавливать за ними контроль, применять меры индивидуальной профилактической работы с родителями, ставить семью на учет, навешивать на нее ярлык «семьи, находящейся в социально опасном положении». Это возмутительно. И, конечно, так быть не должно», – подчеркнула депутат.
После обновления кодекса из документа уйдут и некоторые архаичные нормы, вроде тех, что предписывают несовершеннолетним, желающим вступить в брак, заручиться прежде всего не согласием собственных родителей, а представителей органов опеки. «Необходимо смещать акцент в сторону как раз-таки защиты семей от незаконного вмешательства, к социальной защите семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», – добавила Мизулина.
Роди малыша не себе, а другому
А вот что появится в новом кодексе, так это положения, регламентирующие решение проблем, связанных с разводами: выплаты алиментов, раздел имущества, воспитание детей после того, как родители разошлись. «Действующий Семейный кодекс не предусматривает право детей на имущество при разводе супругов и разделе имущества – дети сейчас как вещь, – отметила глава думского комитета. – Не защищено и право родителей на полноценное общение при разводе, также как нет гарантий алиментов, бывают и злоупотребления со стороны родителя, который получает алименты».
Собираются депутаты прописать и вопросы, связанные с одной из новомодных тенденций – суррогатным материнством. Разумеется, запрещать одним людям рожать детей для других никто не намерен, – подчеркнула Мизулина. Тем не менее, эта сфера должна тщательно контролироваться, «чтобы защитить все стороны». Речь идет и о защите прав ребенка, и самой сурмамы, которая легко может стать жертвой обстоятельств, и родителей-«заказчиков» от мошенничества.
Наконец, невозможно обойти вниманием и такую серьезную и важную для нашего общества тему, как устройство в семьи детей-сирот. В современных условиях, – подчеркнула Мизулина, – давно уже ясно, что детские дома советского типа, с большим количеством детей, не оправдывают себя. Их воспитанники не имеют возможности получить опыт семейных отношений и полноценно адаптироваться к жизни.
Поэтому, по мнению депутата, ставку нужно сейчас делать на «профессиональные семьи». Идеальный вариант воспитания детей-сирот – это когда супружеская пара берет сразу нескольких ребятишек под опеку, и все они живут большой семьей, ощущая поддержку государства.