Главная Культура 17:21 04 Мая 2016 1589
А плясать-то не хочется

Под занавес юбилейного 10-го сезона прямых трансляций из Метрополитен-оперы нам показали «Электру» Рихарда Штрауса

Сергей Бирюков

Метрополитен-опера провела последнюю в этом сезоне прямую кинотрансляцию. На экраны 70 стран мира, включая четыре десятка российских городов, передали оперу Рихарда Штрауса «Электра» – самую шокирующую из всех партитур прославленного немецкого композитора. Спектакль получился по-штраусовски суровым (в соответствии с предельно жестким экспрессионизмом этого опуса 1909 года) и по-штраусовски же роскошным (если иметь в виду блеск звездного состава солистов и мощь оркестра).

«Электра» – пик эмоциональной взвинченности в творчестве Штрауса. Она жестче даже «Саломеи», где при всей неврастеничности героев есть значительные куски настоящей лирики, наполненной любовным чувством. В «Электре» суровость античной трагедии помножается на психологические (если не психические) сломы декаданса. Почти все герои этого произведения – маниакальные больные. Царица Клитемнестра, некогда под влиянием любовника убившая своего мужа Агамемнона, мучима кошмарными видениями и готова на все, вплоть до нового кровопролития, чтобы от них избавиться. Ее старшая дочь Электра не может думать ни о чем, кроме мести, навязчивым символом которой для нее становится пляска до упада на крови убитых преступников. Лишь у одной Хрисофемиды, младшей сестры Электры, мысли сосредоточены на нормальном женском деле – продолжении рода, но и они под воздействием окружения принимают гипертрофированный характер: рожать как можно больше детей и не думать больше ни о чем. Ну, а брат Электры и Хрисофемиды Орест схематизирован почти до роботоподобности: его единственная задача – осуществить возмездие, после чего каменным шагом удалиться.

Соответственно к персонажам трудно применить понятие «психологическая характеристика». Штраус скорее создает общую для большинства героев интонационную атмосферу экзальтации, в которой не так уж сильно различаются варианты: Электра поагрессивнее, Хрисофемида помягче, Клитемнестра – истеричнее их всех. И эти оттенки великолепно передает тройка главных исполнительниц. Причем трудно сказать, кто из них роскошнее как певица. Возможно, сопрано Адрианы Печенки (Хрисофемида) даже больше соответствует вагнеровско-штраусовскому идеалу: оно необъятно по мощи, оттенкам, красоте. Равно как и высокое меццо Вальтрауд Майер в партии Клитемнестры. На этом фоне голос Нины Стемме с его чуть затрудненной атакой, а то и жирноватым качанием может показаться небезупречным. Но вслушиваясь и всматриваясь в то, как артистка ведет роль, понимаешь, что дирижер Эса-Пекка Салонен и те, кто помогал ему в кастинге, не случайно остановили выбор именно на Нине. Здесь и нужна такая героиня-зверь с проскальзывающей хрипотцой, не боящаяся предстать откровенно некрасивой. Не в красоте ее сила, а в дикой страсти.

Наоборот, глубокий, могуче-обволакивающий бас-баритон Эрика Оуэнса (Орест) почти бесстрастен, вместе с залихватски-дерганым тенором Буркхарда Ульриха (Эгист) оттеняя и дополняя вокальную партитуру спектакля.

Что до оркестра, то главное достижение дирижера, на мой взгляд – в том, что этот звучащий океан (говорят, в «Электре» – самая гигантская оркестровая партитура из всех опер мира) не топит в своей пучине, а бережно поддерживает певческие голоса, в то же время ни на секунду не давая забыть, какая грозная бездна колышется под каждым из персонажей этой музыкальной драмы.

Зрительно же спектакль предельно прост. Одна-единственная декорация от начала до конца этого одноактного действа изображает двор древнего дворца-крепости, лишенный каких-либо украшений. Героини – в платьях с легким намеком на «греческий» стиль, вошедший в моду в эпоху декаданса. Электра, правда, носит не платье, а скорее тюремную робу. Мужчины же одеты в «английские» костюмы – но их нейтральный покрой не режет глаз, да и эти персонажи, как уже было сказано, важны скорее в качестве фона и контраста для женских образов, чем как самостоятельные фигуры.

Из того немногого, в чем проявил вольность режиссер Патрис Шеро (к сожалению, умерший в 2013 году, это его последняя работа в опере, осуществленная на фестивале в Экс-ан-Провансе): Электра в конце не пляшет до смертельного упада. Наказание, которое посылает ей судьба за маниакальную мстительность, иное: ее ноги ВОВСЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ плясать. Почти как в старой грустной шутке про поднесенную в смертный миг чашку воды: а пить-то не хочется… И этот внезапный паралич в момент, казалось бы, полного торжества – еще более жестокая кара изуродованной душе, чем смерть.

Как всегда, в конце сезона немного грустно. Правда, заботами российского агентства CoolConnections, осуществляющего доставку в нашу страну сигнала из Метрополитен и других зарубежных театров, нас еще ожидают повторы в записи: «Искатели жемчуга» (8 и 22 мая), «Мадам Баттерфляй» (5, 7, 11, 14, 20, 24, 28, 29 мая, 20 июня), «Манон Леско» (20 мая), «Роберто Девере» (22, 24, 25, 29 мая), «Турандот» (14 мая, 6 июня), «Электра» (5 июня).

На следующий сезон Метрополитен-опера составила не менее интересные планы. 8 октября из Нью-Йорка на весь мир передадут «Тристана и Изольду». Затем – «Дон Жуана», «Набукко», «Ромео и Джульетту», «Русалку», «Травиату», «Идоменея», «Евгения Онегина», «Кавалера розы», оперу современной финской сочинительницы Кайя Саариахо «Любовь издалека».

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4621
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4073
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?