Главная Культура 00:02 05 Февраля 2021 14570
Я не боюсь!

Разговор с драматургом Ярославой Пулинович о том, что происходит за окнами и в душах

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Фото из личного архива Ярославы Пулинович

Первую свою пьесу она написала в 9 лет. Сегодня пьесы Ярославы Пулинович идут в России, Эстонии, Польше, Украине, Англии, США. Ее «Наташина мечта» поставлена в сотне театров и входит в десятку лучших русских пьес XXI века. Фильм «Я не вернусь» по ее сценарию прогремел в США на фестивале в Трайбеке. В свои 34 года Ярослава — лауреат многих престижных премий, но при этом в ней нет ни грана апломба. Она — живая, искренняя, веселая молодая женщина. Наш разговор то и дело прерывался взрывами ее смеха. Хотя начали мы беседу с вещей вполне серьезных.

— Ярослава, в одном давнем интервью вы говорили, что нынче все помешаны на политике, всех обуяла политическая лихорадка. А на днях вы написали в социальных сетях пост о том, что большую часть своей жизни прожили при Путине и хотели бы попробовать пожить при другой власти. Выходит, политика настигла и вас...

— На самом деле, я давно слежу за политикой. Мне кажется, самим выбирать себе власть — нормальное желание каждого гражданина, который соблюдает законы, платит налоги и хочет для своей страны развития, процветания, а не унылого застоя. В этом желании, согласитесь, нет ничего экстремистского.

— Что вам не нравится в сегодняшнем положении дел в стране?

— Многое. Мне не нравится, что на выборы всех уровней не допускают оппозиционных кандидатов, еще на этапе регистрации идет их планомерная зачистка. Мне не нравятся несправедливые суды. Не нравится полицейский и бюрократический произвол. Не нравится огромное социальное расслоение общества, которое бросается в глаза даже ребенку. Миллиарды, дворцы, яхты одних — и вопиющая бедность других.

Меня не устраивает отсутствие социальных лифтов для молодежи, особенно в небольших городах. Власть сделала ставку на города-миллионники, в которых так или иначе идет жизнь, а большое количество малых городов находится в депрессивном состоянии, они хиреют. Люди там не видят для себя никаких перспектив. Кто может — уезжает, а те, что остаются, — им не позавидуешь. Как, например, моей бабушке, которая живет в небольшом поселке. В нем в соответствии с так называемой оптимизацией медицины закрыли больницу, и старики вынуждены ездить к врачу в город — по два часа в одну сторону. На мой взгляд, это совершенно невозможная ситуация. И это еще не полный перечень проблем...

— Не боитесь высказываться столь определенным образом? У нас ведь еще и цензура поднимает голову — не только в СМИ, но и в театре, кино. Это может затруднить постановку ваших пьес в театрах, которые в большинстве своем субсидируются государством...

— Высказываясь таким образом, я не нарушаю законы, не призываю свергать власть или устраивать акции неповиновения. Но как гражданин своей страны, я имею право выражать свои взгляды, в том числе, и недовольство существующим порядком вещей. Если вы имеете в виду, не боюсь ли я пострадать за свои высказывания, то отвечу коротко: нет, не боюсь, я человек законопослушный. Сейчас власть «винтит» политических активистов, на этом основании некоторые даже сравнивают нынешнюю ситуацию в России с 30-ми годами прошлого века. Я себя политической активисткой не считаю и ею не являюсь. Но и молчать о случаях несправедливости, произвола, по-моему, нельзя.

— Ваши пьесы, как правило, — это камерные психологические истории с социальной подоплекой. Нет желания попробовать себя в политическом театре?

— Знаете, любой современный текст по определению политический. Наша жизнь, даже частная, зависит от общей ситуации в стране. Поэтому в моих пьесах политические акценты в большей или меньшей степени присутствуют. Но заниматься чисто политическим театром, писать политические манифесты или памфлеты мне не интересно. Я воспитана на театре психологическом, атмосферном, тонком. Мне ближе старый добрый театральный канон: милосердие, гуманность, доброта, нравственный свет.

Ярослава Пулинович начала писать пьесы очень рано

— Кто оказал на вас влияние как на драматурга?

— Во-первых, это, конечно, мой учитель Николай Коляда, который принял меня в институт, разглядел во мне, юной девочке, зачатки дарования и все годы учебы без устали развивал их. Из современных авторов большое влияние оказало на меня знакомство с драматургией Людмилы Петрушевский. Из классиков очень люблю Чехова. Наверное, это банальный ответ, но пьесы Антона Павловича мне действительно близки.

Но в круг моего чтения входит, разумеется, не только драматургия. Не так давно открыла для себя прекрасную прозу Юрия Трифонова. В школе мы все больше изучали произведения про войну, а Трифонов как-то прошел мимо. И теперь я наверстываю упущенное. И еще меня неизменно вдохновляет, затягивает в свое духовное поле Лев Толстой и все, что связано с ним. Сейчас читаю дневники Софьи Андреевны. Это такое приглашение к соразмышлению о жизни, о семье, в том числе и моей собственной.

— К вопросу о классиках и современниках. Прочитал на днях, что в 2021 году министерство культуры проводит конкурс и выделяет 200 миллионов рублей на постановку русской классики. Но ведь Чехова, Островского, Горького театры охотно ставят и так. Гораздо важнее, как мне кажется, поддерживать современную драму. Как обстоит дело с этим?

— Раньше выделялись какие-то гранты для современных авторов, из которых, в частности, оплачивались гонорары драматургам. Сейчас даже не знаю, есть ли такая практика, давно с этим не сталкивалась. Кажется, эти программы все больше и больше сдуваются.

Почему театры столь охотно ставят классику? Кроме непреходящей ценности самих пьес, классикам, помимо прочего, не надо платить гонорары. А живому автору, извините, хочется кушать, ему семью содержать надо. Но каждый коллектив, полагаю, должен определиться: превращаться ему в театр-музей или в театр живой, в котором присутствует и «злоба дня». Конечно, и «Гамлета» мы трактуем с сегодняшних позиций — и в этом залог неумирающей силы классики, но без прямого отклика на жизнь, которая бурлит за окном, театр, как мне кажется, превращается в пыльную кладовку исторических костюмов.

— Сколько пьес вы написали к своим 34 годам?

— Не помню, давно не считала. Если с инсценировками считать, то порядка 50. А если только свои пьесы, то около 30. Но не все из них поставлены.

— А поставленные всегда узнаете на сцене и экране?

— Далеко не всегда. Вернее, чаще всего именно не узнаю. Иной раз смотришь спектакль и думаешь: какой режиссер молодец, как удачно сложилось, что ты причастна тому, что происходит на сцене. А, бывает, сидишь, вжавшись в кресло, и думаешь: как бы сделать так, чтобы не выходить на поклон?

Но к неудачам, считаю, надо спокойно относиться. Это же никаких нервных клеток не хватит расстраиваться после каждого провала. Драматург — профессия изначально зависимая. Успех или неуспех спектакля зависит не только от тебя, но и от того, как прочитает твой текст режиссер. Бывает, не очень сильная пьеса становится вдруг известной — потому, что по ней прогремел хороший спектакль. А бывает, что прекрасная пьеса обретает настоящую жизнь лишь много лет спустя после написания — именно потому, что первая постановка была провальной.

— Можете привести пример, когда вас удивил спектакль, фильм по вашей пьесе — в хорошем или дурном смысле?

— Про дурные примеры говорить не буду, чтобы никого не обижать. А про хорошее...Вот недавно вышел фильм «Залиния» режиссера Вадима Дубровицкого, в основе которого моя пьеса о детстве, семье, взрослении, преодолении жизненных невзгод. Мне очень понравился этот фильм, который уже стал победителем Шукшинского кинофестиваля. Режиссер не только прочувствовал мой мир, но и создал особую визуальную среду фильма. В итоге получилось самостоятельное произведение экранного искусства. Но такие радости бывают не столь уж часто.

— Не нашли пока своего режиссера?

— Есть несколько театральных режиссеров в разных городах, с которыми у меня творческая любовь, которые время от времени ставят мои пьесы. Но сказать, что у меня есть «свой театр», «свой режиссер», я не могу. Было бы очень здорово найти единомышленника, со-творца, как, например, нашли в свое время друг друга Сокуров и Арабов, Миндадзе и Абдрашитов. У меня пока так не случилось, но я все равно об этом мечтаю.

— Может, пора уже ставить свои пьесы и сценарии самой?

— У меня был такой опыт. Но если человек думает, что, написав текст, даже очень хороший, он придет с ним в театр, сядет за режиссерским пультом и все само собой образуется, — то нет, так не бывает. Режиссура — это отдельная профессия, она требует знаний и навыков. Например, надо знать законы удержания внимания зрителей и еще тысячи разных вещей. И потом, это экстравертная профессия. Ты должен заряжать своей уверенностью, энергией других, быть не только творцом, демиургом, но и хорошим организатором. А это непростая история.

Да вот вам элементарный пример: попробуйте хотя бы собрать компанию из двух-трех семей на пикник. А теперь представьте, что вы должны собрать десятки людей не на пикник, а на постановку спектакля. А если это кино, то людей уже будут сотни. И вот стоят перед тобой артисты, гримеры, осветители, звукорежиссеры, художники по свету и костюмам, и ты должен всем этим людям на любом языке, хоть марсианском, объяснить, чего ты хочешь. И они должны тебя понять и тебе поверить. Я попробовала несколько раз сделать это и вовремя поняла, что режиссура — не мой удел. Это профессия не для моего темперамента и склада характера.

— А ваш учитель Николай Коляда ставит ваши пьесы?

— В его театре с успехом идет спектакль «Наташина мечта», ему уже много лет, там даже успел поменяться состав артистов. Алиса Кравцова, которая играла главную героиню, стала взрослой, сейчас на смену ей пришла молодая актриса. Других моих пьес в этом театре нет. Но уже из одного названия «Коляда-театр» понятно, что это театр Николая Коляды. Он ставит свои пьесы, экспериментирует с классикой, ну, и про своих новых учеников, конечно, не забывает.

— Говорят, он вас очень любил и ценил в годы учебы. Какие у вас отношения сегодня?

— У нас хорошие отношения, но не то чтобы очень близкие. Иногда мы переписываемся, поздравляем друг друга с праздниками. У каждого из нас своя жизнь, но я знаю, что нас многое связывает. И если Николаю Владимировичу вдруг понадобится моя помощь, если он призовет своих учеников на защиту себя или своего театра, то я приду, не задумываясь.

— Екатеринбург — не родной для вас город, вы приехали в него из Ханты-Мансийска. Не посещает мысль переехать в Москву — вслед за Василием Сигаревым и Яной Трояновой, тоже, кстати, воспитанниками Коляды?

— Иногда я думаю об этом. Мысленно ставлю галочки «за» и «против». Но пока жизненные и творческие обстоятельства держат меня в Екатеринбурге. Мне нравится этот город. Я приехала сюда в 16 лет. Тогда он мне показался огромным, холодным. Сейчас я его люблю. Это один из лучших городов, в которых я побывала. С горечью наблюдаю, как много людей, в том числе и моих друзей, уезжает в Москву. Без них Екатеринбург сиротеет.

Ярослава с сестрой Еленой

— Под конец разговора позвольте о личном. В вашей семье два писателя, два лауреата «уральской нобелевки» — премии имени Павла Бажова...

— Да, Рома (прозаик Роман Сенчин. — «Труд») получил эту премию на днях, а я несколько лет назад, когда вышел сборник моих пьес.

— Мне интересно, как уживаются в одной квартире два крупных писателя. Как, например, начинается ваш день? Попили утренний чай и разошлись по кабинетам?

— Ну, так редко бывает. Когда я просыпаюсь, Рома уже попил чай и успел поработать несколько часов. Я «сова», а Рома «жаворонок». Но при этом мы прекрасно ладим, может, у Ромы другое мнение, я не спрашивала (смеется). Но вроде его все устраивает. У нас есть одно незыблемое правило: если кто-то работает, другой старается ему не мешать. Если Рома пишет, я отвлекаю его только в крайних случаях. Если муж знает, что я должна сдать пьесу или сценарий к сроку, старается бытовые вопросы взять на себя.

В творческий процесс друг друга по ходу работы мы не влезаем, но первыми читаем новые работы друг друга. Признаться, до встречи с Ромой я была не очень подкована в современной литературе. Отслеживала новые пьесы, а прозу практически не знала. А Рома был поверхностно знаком с современной драматургией. Теперь мы часто ходим вместе в театры. Смотрим постановки современных авторов и режиссеров. А я больше читаю новую прозу.

На фоне Цоя. С мужем Романом Сенчиным

— Ну, и последний вопрос. Роман старше вас на 16 лет, ему в этом году исполнится 50 лет. Это солидный возраст, а вам, подозреваю, еще в дискотеке попрыгать хочется...

— Знаете, вы первый человек, который спросил меня про нашу разницу в возрасте. Мы сами об этом ни разу не думали, для нас нет такой проблемы. Мы просто влюбились друг в друга как мужчина и женщина, как люди, как личности. Рома никогда не говорит: я старше тебя, поэтому слушайся меня. Наши отношения основаны на уважении друг к другу, на взаимной любви. А что до дискотеки, то это Роме еще хочется под музыку попрыгать (смеется), а мне уже нет...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8839
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5718
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4344
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?