Главная Культура 00:02 05 Февраля 2021 15127
Я не боюсь!

Разговор с драматургом Ярославой Пулинович о том, что происходит за окнами и в душах

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Фото из личного архива Ярославы Пулинович

Первую свою пьесу она написала в 9 лет. Сегодня пьесы Ярославы Пулинович идут в России, Эстонии, Польше, Украине, Англии, США. Ее «Наташина мечта» поставлена в сотне театров и входит в десятку лучших русских пьес XXI века. Фильм «Я не вернусь» по ее сценарию прогремел в США на фестивале в Трайбеке. В свои 34 года Ярослава — лауреат многих престижных премий, но при этом в ней нет ни грана апломба. Она — живая, искренняя, веселая молодая женщина. Наш разговор то и дело прерывался взрывами ее смеха. Хотя начали мы беседу с вещей вполне серьезных.

— Ярослава, в одном давнем интервью вы говорили, что нынче все помешаны на политике, всех обуяла политическая лихорадка. А на днях вы написали в социальных сетях пост о том, что большую часть своей жизни прожили при Путине и хотели бы попробовать пожить при другой власти. Выходит, политика настигла и вас...

— На самом деле, я давно слежу за политикой. Мне кажется, самим выбирать себе власть — нормальное желание каждого гражданина, который соблюдает законы, платит налоги и хочет для своей страны развития, процветания, а не унылого застоя. В этом желании, согласитесь, нет ничего экстремистского.

— Что вам не нравится в сегодняшнем положении дел в стране?

— Многое. Мне не нравится, что на выборы всех уровней не допускают оппозиционных кандидатов, еще на этапе регистрации идет их планомерная зачистка. Мне не нравятся несправедливые суды. Не нравится полицейский и бюрократический произвол. Не нравится огромное социальное расслоение общества, которое бросается в глаза даже ребенку. Миллиарды, дворцы, яхты одних — и вопиющая бедность других.

Меня не устраивает отсутствие социальных лифтов для молодежи, особенно в небольших городах. Власть сделала ставку на города-миллионники, в которых так или иначе идет жизнь, а большое количество малых городов находится в депрессивном состоянии, они хиреют. Люди там не видят для себя никаких перспектив. Кто может — уезжает, а те, что остаются, — им не позавидуешь. Как, например, моей бабушке, которая живет в небольшом поселке. В нем в соответствии с так называемой оптимизацией медицины закрыли больницу, и старики вынуждены ездить к врачу в город — по два часа в одну сторону. На мой взгляд, это совершенно невозможная ситуация. И это еще не полный перечень проблем...

— Не боитесь высказываться столь определенным образом? У нас ведь еще и цензура поднимает голову — не только в СМИ, но и в театре, кино. Это может затруднить постановку ваших пьес в театрах, которые в большинстве своем субсидируются государством...

— Высказываясь таким образом, я не нарушаю законы, не призываю свергать власть или устраивать акции неповиновения. Но как гражданин своей страны, я имею право выражать свои взгляды, в том числе, и недовольство существующим порядком вещей. Если вы имеете в виду, не боюсь ли я пострадать за свои высказывания, то отвечу коротко: нет, не боюсь, я человек законопослушный. Сейчас власть «винтит» политических активистов, на этом основании некоторые даже сравнивают нынешнюю ситуацию в России с 30-ми годами прошлого века. Я себя политической активисткой не считаю и ею не являюсь. Но и молчать о случаях несправедливости, произвола, по-моему, нельзя.

— Ваши пьесы, как правило, — это камерные психологические истории с социальной подоплекой. Нет желания попробовать себя в политическом театре?

— Знаете, любой современный текст по определению политический. Наша жизнь, даже частная, зависит от общей ситуации в стране. Поэтому в моих пьесах политические акценты в большей или меньшей степени присутствуют. Но заниматься чисто политическим театром, писать политические манифесты или памфлеты мне не интересно. Я воспитана на театре психологическом, атмосферном, тонком. Мне ближе старый добрый театральный канон: милосердие, гуманность, доброта, нравственный свет.

Ярослава Пулинович начала писать пьесы очень рано

— Кто оказал на вас влияние как на драматурга?

— Во-первых, это, конечно, мой учитель Николай Коляда, который принял меня в институт, разглядел во мне, юной девочке, зачатки дарования и все годы учебы без устали развивал их. Из современных авторов большое влияние оказало на меня знакомство с драматургией Людмилы Петрушевский. Из классиков очень люблю Чехова. Наверное, это банальный ответ, но пьесы Антона Павловича мне действительно близки.

Но в круг моего чтения входит, разумеется, не только драматургия. Не так давно открыла для себя прекрасную прозу Юрия Трифонова. В школе мы все больше изучали произведения про войну, а Трифонов как-то прошел мимо. И теперь я наверстываю упущенное. И еще меня неизменно вдохновляет, затягивает в свое духовное поле Лев Толстой и все, что связано с ним. Сейчас читаю дневники Софьи Андреевны. Это такое приглашение к соразмышлению о жизни, о семье, в том числе и моей собственной.

— К вопросу о классиках и современниках. Прочитал на днях, что в 2021 году министерство культуры проводит конкурс и выделяет 200 миллионов рублей на постановку русской классики. Но ведь Чехова, Островского, Горького театры охотно ставят и так. Гораздо важнее, как мне кажется, поддерживать современную драму. Как обстоит дело с этим?

— Раньше выделялись какие-то гранты для современных авторов, из которых, в частности, оплачивались гонорары драматургам. Сейчас даже не знаю, есть ли такая практика, давно с этим не сталкивалась. Кажется, эти программы все больше и больше сдуваются.

Почему театры столь охотно ставят классику? Кроме непреходящей ценности самих пьес, классикам, помимо прочего, не надо платить гонорары. А живому автору, извините, хочется кушать, ему семью содержать надо. Но каждый коллектив, полагаю, должен определиться: превращаться ему в театр-музей или в театр живой, в котором присутствует и «злоба дня». Конечно, и «Гамлета» мы трактуем с сегодняшних позиций — и в этом залог неумирающей силы классики, но без прямого отклика на жизнь, которая бурлит за окном, театр, как мне кажется, превращается в пыльную кладовку исторических костюмов.

— Сколько пьес вы написали к своим 34 годам?

— Не помню, давно не считала. Если с инсценировками считать, то порядка 50. А если только свои пьесы, то около 30. Но не все из них поставлены.

— А поставленные всегда узнаете на сцене и экране?

— Далеко не всегда. Вернее, чаще всего именно не узнаю. Иной раз смотришь спектакль и думаешь: какой режиссер молодец, как удачно сложилось, что ты причастна тому, что происходит на сцене. А, бывает, сидишь, вжавшись в кресло, и думаешь: как бы сделать так, чтобы не выходить на поклон?

Но к неудачам, считаю, надо спокойно относиться. Это же никаких нервных клеток не хватит расстраиваться после каждого провала. Драматург — профессия изначально зависимая. Успех или неуспех спектакля зависит не только от тебя, но и от того, как прочитает твой текст режиссер. Бывает, не очень сильная пьеса становится вдруг известной — потому, что по ней прогремел хороший спектакль. А бывает, что прекрасная пьеса обретает настоящую жизнь лишь много лет спустя после написания — именно потому, что первая постановка была провальной.

— Можете привести пример, когда вас удивил спектакль, фильм по вашей пьесе — в хорошем или дурном смысле?

— Про дурные примеры говорить не буду, чтобы никого не обижать. А про хорошее...Вот недавно вышел фильм «Залиния» режиссера Вадима Дубровицкого, в основе которого моя пьеса о детстве, семье, взрослении, преодолении жизненных невзгод. Мне очень понравился этот фильм, который уже стал победителем Шукшинского кинофестиваля. Режиссер не только прочувствовал мой мир, но и создал особую визуальную среду фильма. В итоге получилось самостоятельное произведение экранного искусства. Но такие радости бывают не столь уж часто.

— Не нашли пока своего режиссера?

— Есть несколько театральных режиссеров в разных городах, с которыми у меня творческая любовь, которые время от времени ставят мои пьесы. Но сказать, что у меня есть «свой театр», «свой режиссер», я не могу. Было бы очень здорово найти единомышленника, со-творца, как, например, нашли в свое время друг друга Сокуров и Арабов, Миндадзе и Абдрашитов. У меня пока так не случилось, но я все равно об этом мечтаю.

— Может, пора уже ставить свои пьесы и сценарии самой?

— У меня был такой опыт. Но если человек думает, что, написав текст, даже очень хороший, он придет с ним в театр, сядет за режиссерским пультом и все само собой образуется, — то нет, так не бывает. Режиссура — это отдельная профессия, она требует знаний и навыков. Например, надо знать законы удержания внимания зрителей и еще тысячи разных вещей. И потом, это экстравертная профессия. Ты должен заряжать своей уверенностью, энергией других, быть не только творцом, демиургом, но и хорошим организатором. А это непростая история.

Да вот вам элементарный пример: попробуйте хотя бы собрать компанию из двух-трех семей на пикник. А теперь представьте, что вы должны собрать десятки людей не на пикник, а на постановку спектакля. А если это кино, то людей уже будут сотни. И вот стоят перед тобой артисты, гримеры, осветители, звукорежиссеры, художники по свету и костюмам, и ты должен всем этим людям на любом языке, хоть марсианском, объяснить, чего ты хочешь. И они должны тебя понять и тебе поверить. Я попробовала несколько раз сделать это и вовремя поняла, что режиссура — не мой удел. Это профессия не для моего темперамента и склада характера.

— А ваш учитель Николай Коляда ставит ваши пьесы?

— В его театре с успехом идет спектакль «Наташина мечта», ему уже много лет, там даже успел поменяться состав артистов. Алиса Кравцова, которая играла главную героиню, стала взрослой, сейчас на смену ей пришла молодая актриса. Других моих пьес в этом театре нет. Но уже из одного названия «Коляда-театр» понятно, что это театр Николая Коляды. Он ставит свои пьесы, экспериментирует с классикой, ну, и про своих новых учеников, конечно, не забывает.

— Говорят, он вас очень любил и ценил в годы учебы. Какие у вас отношения сегодня?

— У нас хорошие отношения, но не то чтобы очень близкие. Иногда мы переписываемся, поздравляем друг друга с праздниками. У каждого из нас своя жизнь, но я знаю, что нас многое связывает. И если Николаю Владимировичу вдруг понадобится моя помощь, если он призовет своих учеников на защиту себя или своего театра, то я приду, не задумываясь.

— Екатеринбург — не родной для вас город, вы приехали в него из Ханты-Мансийска. Не посещает мысль переехать в Москву — вслед за Василием Сигаревым и Яной Трояновой, тоже, кстати, воспитанниками Коляды?

— Иногда я думаю об этом. Мысленно ставлю галочки «за» и «против». Но пока жизненные и творческие обстоятельства держат меня в Екатеринбурге. Мне нравится этот город. Я приехала сюда в 16 лет. Тогда он мне показался огромным, холодным. Сейчас я его люблю. Это один из лучших городов, в которых я побывала. С горечью наблюдаю, как много людей, в том числе и моих друзей, уезжает в Москву. Без них Екатеринбург сиротеет.

Ярослава с сестрой Еленой

— Под конец разговора позвольте о личном. В вашей семье два писателя, два лауреата «уральской нобелевки» — премии имени Павла Бажова...

— Да, Рома (прозаик Роман Сенчин. — «Труд») получил эту премию на днях, а я несколько лет назад, когда вышел сборник моих пьес.

— Мне интересно, как уживаются в одной квартире два крупных писателя. Как, например, начинается ваш день? Попили утренний чай и разошлись по кабинетам?

— Ну, так редко бывает. Когда я просыпаюсь, Рома уже попил чай и успел поработать несколько часов. Я «сова», а Рома «жаворонок». Но при этом мы прекрасно ладим, может, у Ромы другое мнение, я не спрашивала (смеется). Но вроде его все устраивает. У нас есть одно незыблемое правило: если кто-то работает, другой старается ему не мешать. Если Рома пишет, я отвлекаю его только в крайних случаях. Если муж знает, что я должна сдать пьесу или сценарий к сроку, старается бытовые вопросы взять на себя.

В творческий процесс друг друга по ходу работы мы не влезаем, но первыми читаем новые работы друг друга. Признаться, до встречи с Ромой я была не очень подкована в современной литературе. Отслеживала новые пьесы, а прозу практически не знала. А Рома был поверхностно знаком с современной драматургией. Теперь мы часто ходим вместе в театры. Смотрим постановки современных авторов и режиссеров. А я больше читаю новую прозу.

На фоне Цоя. С мужем Романом Сенчиным

— Ну, и последний вопрос. Роман старше вас на 16 лет, ему в этом году исполнится 50 лет. Это солидный возраст, а вам, подозреваю, еще в дискотеке попрыгать хочется...

— Знаете, вы первый человек, который спросил меня про нашу разницу в возрасте. Мы сами об этом ни разу не думали, для нас нет такой проблемы. Мы просто влюбились друг в друга как мужчина и женщина, как люди, как личности. Рома никогда не говорит: я старше тебя, поэтому слушайся меня. Наши отношения основаны на уважении друг к другу, на взаимной любви. А что до дискотеки, то это Роме еще хочется под музыку попрыгать (смеется), а мне уже нет...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23430
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5540
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5429
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?