Главная Культура 23:33 05 Сентября 2019 882
Солистка с характером

На сценах Большого театра и Кремлевского дворца отметят юбилей прославленной балерины Наталии Касаткиной     

Анна Владимирова
Наталия Касаткина и Владимир Василёв на репетиции. Фото из архива Государственного академического театра классического балета

Она вместе с мужем и соратником Владимиром Василёвым первой в СССР поставила «Весну священную» и лично наблюдала, как Родион Щедрин «шлифовал» партитуру «Кармен». Знаменитая характерная танцовщица, в прошлом – солистка Большого, а в настоящем – руководитель Государственного академического театра классического балета, Наталия Касаткина отметила в этом году 85-летний юбилей. В честь этой даты 12 сентября на Новой сцене Большого театра покажут спектакль ее коллектива «Сотворение мира», а 5 октября в Государственном Кремлевском дворце – балет «Лисистрата». О любви к кордебалету, дружбе с великими и главной страсти своей жизни Наталия Дмитриевна рассказала «Труду». 

Случайная фотография

«Без пятнадцати сто» – так шутит Наталия Дмитриевна про свой элегантный возраст. Но изящество, грация, живой блеск глаз подтверждают – народная артистка выглядит на миллион. Касаткина с одинаковым азартом говорит о делах насущных и делится волнующими воспоминаниями:

– Во время войны моего папу, знаменитого инженера-строителя, командировали на Урал. Семью эвакуировали вместе с ним. И вот там, на Урале, я совершенно случайно увидела журнал с фотографией танцовщицы в роли Сильфиды. Все, с тех пор «заболела балетом»… Помню, летом в пионерском лагере, совсем маленькая, танцевала вокруг костра в голубой пачке с огромными розами. И уже тогда ставила ноги правильно, т.е. выворотно, ходила на полупальцах.

– Родители, заметив такие способности, сразу отдали вас в балетную школу?

– Нет, мы вернулись в Москву, и моя чудесная бабушка отдала меня… на скрипку. Я водила смычком по струнам, а думала только о балете…В конце концов, с тех занятий я сбежала. Но все, что получила там, очень пригодилось. Имея от природы хороший слух, я смогла его максимально развить – с помощью сольфеджио и уроков музыки.  

– То есть бабушке за скрипичный опыт – спасибо?

– Бабушке спасибо за очень многое! За то, что она пережила войны, революции, вырастила троих детей – и все трое выдающиеся люди! Ну, и конечно, я благодарна семье – потом меня все-таки «отпустили» в балет, и я поступила в Хореографическое училище (сейчас это Московская государственная академия хореографии).

Заколдованное фуэте

– Вы сразу проявили себя, как характерная танцовщица?

– Нет, я училась классике, выпускалась из училища с «Лебединым озером», «Баядеркой», «Шопенианой». О характерных танцах даже не думала – у меня по этой дисциплине в начальных классах было два с плюсом! Правда, позже удалось исправить оценку. И все же в театр я приходила как классическая танцовщица.

– Легко попали в Большой?

– Нет, не сразу. Пришлось подождать, пока в труппу пройдут так называемые «свои». Но ко мне очень хорошо относился Леонид Михайлович Лавровский, сказавший – «эту девочку надо грамотно представить». И на показе перед комиссией я выглядела достойно: «Лебединое» со мной готовила Марина Тимофеевна Семенова. «Шопениану» – Вера Васильева, которая получила эту партию от самого Фокина, ее автора! То есть я постигала рисунок балета почти из первых рук... К слову, в театр Станиславского и Немировича-Данченко и в Новосибирский меня тоже приглашали, как классическую балерину. Но я осталась в Большом.

– И постепенно сменили амплуа?

– Тоже далеко не вдруг. Первые годы, как это принято, я танцевала в кордебалете. Выяснилось, что у меня проблемы с вестибулярным аппаратом. Исполнять тридцать два фуэте я не могла – крутила безупречные двадцать восемь, а потом – зал начинал плыть перед глазами, и я падала на пол... Однажды по этой причине не получилось поработать с Юрием Григоровичем. Он хотел, чтобы я танцевала Фею Карабос в «Спящей красавице». Пришла на первую репетицию и поняла, что не потяну. Вежливо отказалась – без объяснений. Юрий Николаевич очень удивился. А у меня духу не хватило сказать правду. Мне казалось – это недопустимо, чтобы балерина Большого театра чего-то не могла. Я старалась держать все в тайне…

– И тем не менее у вас были фирменные танцевальные элементы?

– В одном из последних классов Суламифь Михайловна Мессерер научила меня вертеть с четвертой позиции шесть пируэтов на пуантах. Честно говоря, это мало кто может! И все же заколдованное фуэте «закрыло» для меня дверь в классические солистки. Зато я нашла себя в характерном танце!   

– Притом вы достаточно долго танцевали в кордебалете…

– Меня никак не хотели выпускать оттуда из-за удачного роста в 165 сантиметров. Ведь в кордебалете очень важно «держать линию», артистки должны быть складными – не слишком маленькими, не слишком высокими. Ну, а поскольку меня учили на Одетту, то уж на втором плане я точно могла станцевать без проблем.

– А не обидно было работать пусть красивым, но все-таки фоном, имея в арсенале главную партию?

– Ни в коем случае. Обожаю кордебалет! Помню, года через два, как я поступила в Большой театр, Леонид Михайлович Лавровский стал готовить с нами танцы виллис в «Жизели». Это было чудо! Он так образно и красиво объяснял, что это – духи, которые летят над землей. И при этом четко держал над нами руки, чтобы духи сохраняли стройность линии…Перед тем как мы должны были синхронно остановиться, он говорил: «А теперь – единство вдохновения!» Эту фразу я запомнила на всю жизнь. Так же потом танцевала и в «Лебедином озере» – крыло в крыло: все вместе взмываем на пальцах, вместе «летим» через сцену…К тому же мне довелось «обрамлять» кордебалетом гениальных балерин – Галину Уланову, Майю Плисецкую. Это – особенное счастье! 

В прожекторе правды

– Какими они были в жизни – Уланова, Плисецкая?

– Равновеликим и очень непохожими. Я не пропустила ни одного спектакля «Ромео и Джульетта» с Галиной Сергеевной. Поражало, что сцену пробуждения рядом с Ромео она каждый раз исполняла по-разному. Несла новую энергетику, оставаясь в одном и том же танцевальном рисунке…

– Уланова ведь не очень любила говорить о себе, делиться секретами мастерства?

– Галина Сергеевна довольно закрытый человек, мало с кем общалась. Но ко мне относилась хорошо, часто смотрела, как я танцую. Когда у нас с Володей уже появился театр, она приходила на спектакли, хвалила нашу «Весну священную», признавалась, что «Дама с камелиями» – это ее не исполненная роль… Помню, Галина Сергеевна говорила – не знает, что такое белые ночи. Когда жила в Петербурге, ее мама закрывала окна жесткими шторами, чтобы Галя могла выспаться, перед тем как утром идти в класс. Мама – сама педагог-хореограф – чуть ли не силой вовлекла Галину Сергеевну в балет. Зато абсолютное владение техникой, власть над собственным телом позволяли ей быть свободной в актерской игре. Это сделало ее несравненной...

– С Майей Михайловной вы тоже много общались и работали на одной сцене.

– Обожаю Майю, мы десять лет гастролировали вместе, я очень много не только смотрела, но и слушала ее. Она – великолепная рассказчица, умница, очень открытый, добрый человек. Помню, я ей сказала: «Майечка. напишите книгу!» Она ответил – «Ой, я ленивая!» «А вы найдите какого-нибудь человека, который будет за вами «с лопатой ходить» и подбирать ваши высказывания, ваши истории удивительные», – настаивала я… Потом, кстати, так и получилось – Плисецкая выпустила книгу, в которой описала свою правду.

– Почему ей стало это необходимо?

– Ну, во-первых, время пришло. Во-вторых, ее ведь очень сильно обижали. Наговаривали на нее. Она была долгое время невыездной – из-за того, что родные репрессированы, что корни еврейские... Но Майя Михайловна не озлобилась, она очень ценила всех, кто ее окружал и поддерживал. Когда я уже ушла из театра, она переживала, что мои партии исполняли другие люди…

– Какая совместная работа с Майей Михайловной особенно вам запомнилась?

– Ну конечно, это «Кармен» Альберто Алонсо! Я танцевала партию Рока (или Быка). Помню, мы репетировали под музыку Бизе. Потом был прогон спектакля, куда пришел Родион Щедрин с огромной папкой, в которой была партитура. По ходу показа Щедрин, хихикая, «корректировал» музыкальный текст. Когда Майя делала резкий взмах ногой или неожиданное плие, он сопровождал это дополнительным звуками инструментов. И вот так этот гениальный балет на музыку Бизе получил авторскую транскрипцию Родиона Щедрина.  Иногда такая оркестровка не принималась – например, во Франции. Но чаще всего нашу «Кармен» встречали овациями.   

Театр по наследству

– С мужем и соратником Владимиром Василёвым вы первыми в Советском Союзе поставили «Весну священную» Стравинского. Почему взялись за этот материал? Из тяги все к тем же характерным танцам?  

– Нет, здесь же у меня совершенно особенная роль! Характерные танцы – это мазурка, венгерский… А тут работа основана на русской классике. Хотя кто-то говорил, что это модерн. Но без навыков классической танцовщицы такую партию не исполнишь. Тело не позволит. И все равно – академическим этот балет не назовешь. Я делал его так, как чувствовала, а Володя на меня со стороны смотрел и из меня это все лепил.

– Как у вас возникло это творческое детище – свой театральный коллектив?

– Оно не возникло, нам его передали. Это было детище Игоря Александровича Моисеева. После того, как он ушел из созданного им коллектива «Молодой балет», там сменилось несколько руководителей, шла неплохая программа. И все-таки  дважды труппу собирались расформировывать. В первый раз, когда министр культуры Фурцева спросила Игоря Александровича, кто мог бы стать его преемником, он назвал наши фамилии. Она ответила категорически: «Этих модернистов, сексуально озабоченных девчонку и мальчишку на порог не пущу!» Ну, нет так нет. Во второй раз уже новый министр культуры Петр Демичев сам пригласил нас возглавить коллектив. Любопытно, что тем же временем нас позвали рулить оперой и балетом в Кировском театре.

– Вот это мощно!

– Ну, мы к тому времени успешно поставили там оперу Андрея Петрова «Петр Первый» на свое либретто. Нас там знали и, как казалось, хорошо относились. Но постепенно стали происходить странные вещи. Наши же коллеги ходили в обком, в ЦК партии с какими-то жалобами, претензиями – они боялись, что мы их уволим. У нас уже был нашумевший спектакль «Сотворение мира» с Михаилом Барышниковым. И вот один из упреков звучал так: «Падение молодого Барышникова началось с «Сотворение мира». Миша стал невероятно популярен после этого балета. Но в стране  это ему дало больше проблем, чем радости…

– А вам?

– Отчасти и нам тоже. Мы не стали бороться с системой. Вернулись в Москву и дали Демичеву согласие работать с ансамблем «Классический балет (он так стал к этому времени называться). Но при условии, что превратим его в самостоятельный театр. В ответ получили условие создать для театра репертуар… На сегодня у нас в афише около 30 спектаклей. Но фактически театра как здания до сих пор нет. Впрочем, я все равно воплощаю в нашем коллективе те замыслы, которые мы наметили еще совместно с Володей.

Формула любви

– У любой гармоничной пары хочется узнать формулу счастья. Можете поделиться вашей?

– Мы почти не расставались на протяжении 64 лет – когда познакомились, мне было 19, ему 23. Оставались вместе и на кухне, и в постели, и на сцене… Когда ставили спектакли, тоже все делали дуэтом. Я показывала, как подбежать и взлететь на поддержку, он знал, как подхватить и поднять…

– Вы когда-нибудь ссорились?

– Когда готовили спектакли – очень часто! Мы могли их обсуждать, спорить, а когда наступал момент идти на репетицию, вдруг понимали, что говорим об одном и том же – просто формулируем неодинаково. Ну, и бытовые ссоры тоже были. Хотя в этом мы «работали» слаженно: готовили по очереди – кто что лучше умел, вместе убирались, вместе дом обустраивали.

– Неужели друг от друга никогда не уставали?

– Наоборот! Нам не хватало личного времени – так много отдавали любимому делу, что, оставаясь наедине, просто дорывались друг до друга…Хотя бывало и так, что приходили из театра выжатые напрочь, падали от усталости в кровать и…продолжали обсуждать репетицию, которая только что прошла.

– Вы не возражали против того, что и ваш сын «пошел в балет»?

– У него от природы отличные данные: хороший шаг, сильный прыжок, яркая внешность. И все же из балетного училища я его вовремя забрала. Чтобы стать танцовщиком, надо, занимаясь у станка, смотреть внутрь себя. Его одноклассники – будущие звезды Игорь Фадеечев, Ирек Мухамедов, Игорь Терентьев – это могли. А Ваня – нет…Он закончил ВГИК, работал в кино. Потом кино рухнуло… Иван стал директором, затем главным режиссером нашего театра. Но из кино полностью не ушел: съемки всех наших спектаклей, рекламных и промороликов – это все на нем. Особенно важно его участие сейчас – ведь я осталась одна, а значит, нуждаюсь в поддержке.

– От вас исходит жизнелюбие и творческий кураж. Откуда черпаете силы?

– Работа держит в тонусе. Когда весь день расписан по часам, некогда вспомнить, сколько тебе лет. И еще – я ведь не одинока, после ухода мужа из жизни у меня не просто две души в одном теле, у меня два тела – в одном. А это – очень большая сила. 

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:08 / 17 Сентября 2021 20633
Певцов и бесовщина

Известный актер тоскует по цензуре

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Дмитрий Анатольевич считает, что искусство нужно цензурировать. Фото: Yevgeny Philippov, globallookpress.com

Намедни актер Дмитрий Певцов, известный, помимо прочего, своей трепетной любовью к товарищу Сталину, считающий генералиссимуса величайшим человеком в истории России, предложил ввести в стране государственный контроль в сфере...

«Я решила, что буду стареть естественно, нравится вам это или нет», - сообщила оперная певица Анна Нетребко

Труд
Фото: via www.imago-images.de, globallookpress.com

Элла Памфилова, глава ЦИК - Не поддавайтесь ни на какие провокации, на давление тех или иных недобросовестных чиновников, которые захотят вам выкрутить руки! Александр Лукашенко, президент Белоруссии - Меня очень интересует и волнует проблема...

И что общего у Павла I с бурсаками и композитором Шостаковичем?

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Московский стадион «Динамо». Фото из открытых источников.

В конце сентября 1893 года в газете «Петербургский листок» появилась крошечная заметка, на которую мало кто обратил внимание. А ведь речь шла о первом в России публичном показательном футбольном матче....

Чиновники от культуры, по сути, проигнорировали поручение президента Путина

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: из открытых источников

Скоро будет год, как Владимир Путин поддержал идею создания на Охтинском мысе археологического музея-заповедника. В поручении президента предписывалось Министерству культуры совместно с правительством Санкт-Петербурга и руководством...

Ведущий шоу реалити «Охотники» на телеканале «ЧЕ!» рассказал «Труду», какие аферы возмущают его больше всего

Анна Чепурнова
Труд
«Охотники» работают дружной командой, где один за всех и все за одного. Владимир Сорков – справа. Фото из личного альбома телеведущего

Вряд ли есть среди нас счастливчики, на кошельки которых ни разу не покушались разного рода аферисты. Звонки со словами «ваша карта заблокирована», предложения взять «супервыгодный» кредит от сомнительных...

Известный режиссер снял политически острый и едва ли не лучший свой фильм

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм остался в Каннах без приза, но это не отменяет его достоинств, на первый взгляд, не очень броских. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит новый фильм Алексея Германа-младшего, снятый прошлой осенью, в разгар пандемии. Тогда из-за наглухо закрытых границ остановились съемки его международного высокобюджетного проекта «Воздух» о летчиках...

Тысяча лет нашей общей истории – в Музеях Московского Кремля

Елена Широян
Труд
Грамота французского короля Филиппа I с подписью его матери, королевы Анны. Фото: kreml.ru

До самого Рождества продлится выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» в Музеях Московского Кремля. В перекрестный Год межрегионального сотрудничества мы получили редкий шанс увидеть в одном...

Чудесный скальный пейзажный парк «Монрепо» в Выборге меняется на глазах - и, увы, не всегда в лучшую сторону

Андрей Князев, Выборг - Москва
Труд
Уникальному наследию позволили обветшать, а деньги сожрала коррупция. Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

В ленинградский Выборг, что на самой границе с Финляндией, я почти 20 лет приезжаю во время кинофестиваля «Окно в Европу». И каждый раз вместе с туристами непременно иду в «Монрепо»....

Культура 00:55 / 01 Октября 2021 10919
Они еще и пишут

Результаты Всероссийского литературного конкурса «Класс!»

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: © hkp, globallookpress.com

Объявлены результаты Всероссийского литературного конкурса «Класс!», в котором приняли участие более 12,5 тысячи российских школьников. Среди призов победителям — сертификат на обучение в писательской студии,...

Знаменитому композитору теперь гораздо интереснее музыкальный театр, чем музыкальное кино, которого у нас, считает он, попросту больше нет

Александр Славуцкий
Труд
Максим Исаакович готовит новые мюзиклы для Театра Армии и Московской оперетты. И это только ближайшие планы. Фото из личного альбома

Сегодня в Новосибирске стартует фестиваль «Музыкальное сердце театра», уникальный тем, что в России нет другого общенационального смотра, посвященного современным музыкально-театральным жанрам: мюзиклам, музыкальным комедиям,...

Культура 20:01 / 25 Сентября 2021 10746
Герой нашего времени

Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров станет главным героем сериала

Труд
Фото: lukomore.org, globallookpress.com

Компания «Нон-Стоп Продакшн» совместно с мультимедийным сервисом Okko намерена снять сериал, главным героем которого станет основатель «ВКонтакте» и Telegram. В качестве одного из продюсеров выступит...

Культура 00:25 / 17 Сентября 2021 10702
Кувшин вам не горшок!

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Даже при столь очевидном перевоплощении светлогорская администрация поначалу постаралась изобразить восторг

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры. К счастью, есть и примеры вдумчивого отношения к старине. Светлогорск — бывший прусский Раушен. До 1945...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Jake Warga,globallookpress.com

Понимаю, что вам трудно представить такую идиллическую картину в сегодняшнем мире: вечером при выключенных телевизоре и компьютере дети собираются под лампой, и отец семейства читает им вслух. Неправдоподобно, не правда ли?...

Новая работа Кирилла Серебренникова шла к российскому зрителю мучительно трудно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм был снят в 2019 году — и тогда же отобран в программу Каннского фестиваля, который отменили из-за пандемии. Серебренников не стал отдавать фильм в прокат, решил дождаться премьеры на Лазурном...

Народный артист РСФСР полагается на бога и департамент культуры Москвы

Труд
Александр Ширвиндт. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Владимир Путин, президент РФ — За минувшие годы мы заметно продвинулись в разработке уникальных технологий ядерной космической энергетики. По оценке специалистов, Россия в этой сфере опережает всех наших...

Культура 00:18 / 17 Сентября 2021 8548
Вертинский в гриме и без

Новый сериал у обозревателя «Труда» вызвал больше вопросов, чем восторгов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Пиаровский вон вокруг премьеры оказался несоразмерен творческому результату. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На интернет-платформе KION с 13 сентября стали доступны первые эпизоды сериала «Вертинский» в постановке Авдотьи Смирновой. А днями ранее в кинотеатре «Художественный» состоялась громкая...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?