Главная Культура 18:16 06 Ноября 2015 1881
Россия – страна суверенного юмора

Кинорежиссер Алла Сурикова испытала это на собственном богатом опыте

Елена Булова

Народная артистка России, кинорежиссер, сценарист, президент фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!» Алла Сурикова отмечает юбилей. В эти дни ее поздравляют многочисленные друзья и коллеги-кинематографисты, желая крепкого здоровья и новых творческих успехов.

– Алла Ильинична, вот уже почти четыре десятилетия вы верны Её Величеству Комедии. В чем корни такой верности?

– Много лет назад один известный писатель предложил мне снимать кино по его книге. Я сидела без работы, а у него на фильм имелись хорошие деньги. Прочитала книгу и затосковала: герой ненавидел, блевал, осквернял… И хотя это была вполне популярная литература, я позвонила и отказалась: не могу полтора года жить с уродом-героем, от которого – бесконечные страдания.

– В чем секрет вашего жанра? Отчего одному режиссеру достаточно, условно говоря, показать публике палец, и она покатывается со смеху, а другой и сценариста зовет модного, и актеры у него сплошь звезды, а успеха нет?

– Рассмешить гораздо труднее, чем заставить плакать. Оттого удачных комедий гораздо меньше, чем картин, которые только называются комедиями. И среди моих тоже. Бывает и такое, что на площадке все покатываются от хохота, а просмотр пленки вгоняет в уныние. Или отснятый материал смешной, а пригладишь его, причешешь, что-то вырежешь,– и все: вместе с «водой» выплеснут «ребенок». Формулы удачи в комедии (как и в искусстве вообще) не существует.

 

– «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Искренне ваш» «Человек с бульвара Капуцинов» – это восьмидесятые годы. «Две стрелы», «Чокнутые» «Московские каникулы», «Дети понедельника», «Хочу в тюрьму» – комедии девяностых. «Идеальная пара», «Только раз», «О любви в любую погоду», «Полный вперед» – фильмы уже нового XXI века. Как за это время трансформировался жанр?

– На заре человечества люди так же смеялись и плакали, любили и ненавидели, дружили и предавали, как сегодня. Может быть, только чуть наивнее, откровеннее, обнаженнее. Они так же кричали на своем Совете (Большом или Верховном): «Око за око! Кровь за кровь!», когда решались самые главные вопросы власти и межплеменных отношений. (Кстати, именно об этом мы с драматургом Володиным сняли в свое время комедию «Две стрелы»). Я это к тому говорю, что комедия была востребована во все времена, но именно в нестабильные она становилась еще и целебной. «Смейтесь, черт вас возьми!» – говорил Франклин Рузвельт своему народу во времена Великой депрессии. И как мог, поддерживал жанр.

«Жизнь – это не только череда похорон», – утверждал Чарли Чаплин, полемизируя со сторонниками так называемого реализма, который, скорее всего, был просто пессимизмом. Главное чаплинское начало для меня выражается не в его котелке, тросточке и походке, а в соединении юмора и доброты, как источнике жизненной силы и оптимизма, без которых современному человеку просто не выжить.

Знаете, почему вокруг людей, рассказывающих анекдоты, всегда собирается народ? Потому что мы на подсознательном уровне желаем оздоровиться: когда человек смеется, в его кровь поступает дополнительный кислород, и все процессы в организме приходят в равновесие. Это медицинский факт.

При жизни Гайдая от его комедий считалось «хорошим тоном» воротить носы, морщиться, швыряться обидными злыми словами. В кино в ту пору даже существовало такое специально придуманное критикой выражение – «гайдаевщина», то есть низкий жанр, слишком простонародное кино. Это сейчас нам всем стало понятно, что Гайдаю за его комедии монумент надо было ставить до небес, что фильмы его – самые смешные, что так, как он, сегодня никто не умеет! Что надо было под него институты создавать!

Это я к тому, что зрители далеко не всегда принимают современную им комедию. И в этом смысле режиссеры-комедиографы – настоящие камикадзе (а вернее, кОмикадзе).

Наша жизнь сегодня изменилась, и комедии тоже стали иными, нежели раньше. Это закономерно: время диктует свои условия. В современных комедиях, и мы это ежегодно наблюдаем на фестивале «Улыбнись, Россия!», стало больше черного юмора, фарса. Но сам жанр комедии по-прежнему остается наиболее востребованным.

– Говорят, вы предложили Общественной палате сделать призыв «Улыбнись, Россия!» национальной идеей. Это не шутка?

– Нет, какие шутки. А предложите идею получше. Больной человек не улыбается. Улыбается только здоровый. Или тот, кто выздоравливает.

– Как вы выбрали профессию режиссера?

– Я далеко не сразу в нее попала. Одно время работала на авиазаводе слесарем-сборщиком, затем грузчиком в магазине наглядных пособий, позже в театре отчищала старые декорации от краски. В какой-то момент занялась в университете математической лингвистикой и даже защитила диплом на «отлично». Но научная стезя не слишком привлекала, и матлингвистика в итоге канула в лету.

Впрочем, канула не совсем. Лингвистика ушла, мат, точнее его замена – осталась. Я категорически против мата на экране (хотя наш педагог на Высших режиссерских курсах Леонид Захарович Трауберг любил говаривать: «Мат – не роскошь, а прЭдмЭт сохранения режиссерского здоровья»). А вот чтобы придумать ему замену, на помощь и приходит лингвистика. Впервые я опробовал свой метод на фильме «Чокнутые», где в одной из сцен дрались герои Караченцова и Проскурина. Дрались они не слишком серьезно – корзиной да граблями, надо было срочно усиливать эффект крепкими выражениями. Я вспомнила про матлингвистику и нырнула в словари: берешь какое-нибудь редкостное, забористо звучащее слово, цепляешь к нему негативный эпитет – и вперед! Получились выразительные перлы, типа «белендрясы драные», «булдафон хренов», «буерак сопливый», «пентюх вонючий», «валуй сиплый» – емко и доходчиво.

– Многие смешные моменты со съемочных площадок тоже вполне могли бы потянуть на эпизоды хорошей комедии.

– Сплошь и рядом. Но это сейчас, спустя годы, в пересказе, они кажутся смешными, а на площадке выглядели катастрофами. Ведь из-за таких мелких накладок все может развалиться в момент!

На съемках тех же «Чокнутых» мы почти четыре месяца готовили сложнейший эпизод – «Поезд пошел». Под Питером, в Знаменском, построили «первый российский вокзал». На Витебском вокзале расконсервировали исторический поезд, стоящий под стеклянным колпаком – паровоз и четыре вагона. Когда перевозили их по питерским улицам, чуть не провалился асфальт. Изготовили конфетные коробки и специальные шейные платки с паровозной символикой. Три дня заряжали дорогостоящие фейерверки, которые крутятся, сверкают и горят в кадре всего сорок секунд. Собрали и одели массовку: четыреста человек простого люда, около двухсот дворян, конница, военный оркестр, царь, охрана, священнослужители с иконами и хоругвями. Наш поезд должен был тащить тягач, для этого мы специально проложили триста метров настоящих рельсов. Отправлением командовал не кто-нибудь, а замминистра путей сообщения. В день съемок еще раз «прошли» сцену: надо было успеть все снять за те самые сорок секунд! И вот прозвучала команда «Мотор!» Оператор взмывает на кране, Николай Караченцов бьет в колокол: «Ну, с Богом!» Пушка стреляет, конница скачет, народ ликует, господа рассаживаются по вагонам, герои запрыгивают на паровоз, фейерверки загораются, замминистра дает отмашку тягачу: «Поехали!» Поезд стоит на месте. «Поехали!!!» – кричит замминистра куда-то вперед. Поезд стоит. «Поехали!!!!!» – кричим уже мы с замминистра. Поезд стоит… Когда фейерверки отгорели и массовка распалась, поезд тронулся. Мне потом рассказали, какие слова я выдохнула в тот момент. Честное слово – я таких не знаю. Оказалось, водитель тягача отошел за угол и отмашки не видел.

– В чем особенности российского юмора?

– «Наши беды непереводимы», – шутил Жванецкий во времена Брежнева и Андропова. Все смеялись, понимая, о чем речь. Началась перестройка, и во времена Ельцина мы вроде бы стали смеяться над тем же, над чем смеялись в других странах. Казалось, еще чуть-чуть – и мы будем смеяться, как все остальные народы. Ан нет! Сегодняшние наши проблемы снова уникальны, наш юмор снова «суверенный». Как сказал сатирик, «трудно дышать полной грудью, когда ты – в полной заднице». Но народ твердо уверен: «Все, что ни делается, к лучшему. Хотя и не всегда – к нашему». Над чем мы смеемся? Еще Николай Васильевич Гоголь заметил: да над собой! И в этом наша сила.

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3573
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3320
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Роман о «грязном мире российской олигархии», который написала Риз Уизерспун, попал в топ бестселлеров The New York Times

Труд
Откуда Риз известны реалии Рублевки, звезда «Блондинки в законе» не уточняет. Фото: Giada Papini Rampelotto/EuropaNe, globallookpress.com

Обладательница премии «Оскар» Риз Уизерспун совместно с автором детективов Харланом Кобеном написала роман. Главная героиня — военный хирург Мэгги Маккейб. Ее муж погибает, сама она из-за ошибки лишается медицинской...

Разговор с Марией Кирилловной Лавровой - о профессии, родителях и жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото: Yury Pilipenko, globallookpress.com

Фамилия Лаврова обязывает и дисциплинирует, с ней невозможно халтурить ни на сцене, ни в жизни, считает продолжательница династии, дочь прекрасного актера Кирилла Лаврова. Сама Мария Кирилловна — заслуженная...

В свет вышла книга-исповедь журналиста Евгения Широкова

Анатолий Журин
Труд
Евгений Широков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редко кому удается в таких подробностях сохранить в памяти события, свидетелем которых тебе выпало быть за 65 лет служения своему делу. У моего старшего товарища, журналиста от Бога Евгения Широкова это получилось....

Культура 19:01 / 06 Декабря 2025 2970
Куда смотрят женщины?

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории

Труд
Среди любимчиков наших зрительниц - герой Павла Прилучного в сериале «Жизнь по вызову». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории и, в частности, то, как они меняются с возрастом и какие фильмы и сериалы чаще всего попадают в повторные...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Volkmar Heinz, globallookpress.com

Эти чудеса рядом с нами. Кажется, только руку протяни — и вот они, возникшие из памяти, из детских ощущений, которые и спустя десятилетия не выцветают, не утрачивают запахи и звуки. Многие громкие...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?