Путешествие — это всегда интересно. Даже если путешествуешь не выходя из дома, с хорошей книгой в руках. Читаешь и мысленно представляешь описываемые автором места и события. Та, что принадлежит перу петербургского литератора и любителя странствий по родной стране Дмитрию Григорьеву, именно такая — зовущая в дорогу. В ее названии — суть и главная фишка издания: «Из Петербурга в Карелию. Подробнейшее описание трех автомобильных маршрутов с историческими и лирическими отступлениями».
Маршруты под этой обложкой расписаны очень подробно. И не только для того, чтобы потенциальному автотуристу не заблудиться на разветвленной, насыщенной разными примечательностями трассе — за это сейчас отвечает навигатор. Автор очень постарался, чтобы вы ничего не упустили и получили в этой поездке максимум впечатлений от здешних красот. И поняли то, что ему давно известно: попав однажды в эти места, хочется узнать о них как можно больше и возвращаться сюда снова и снова.
«Долго будет Карелия сниться.....» Воспетая в песнях, она оставила след и в истории, богатой на события, легенды, гипотезы, сказания. Как признается сам автор, «собирая, увяз в них». Иные следы обнаруживаются даже... в арабских источниках первого десятилетия нашей эры.
Где арабы и где Карелия, удивится читатель. Но и в те давние времена желающих сходить «за три моря», как наш Афанасий Никитин, хватало во многих странах. В основном это были странствующие купцы. Так вот, в «Дорогих ценностях» перса Абу Али Ибн Руста есть сведения о руссах, что живут на острове, окруженном озером. Остров тот протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами. Женщины же их носят на груди украшения в виде коробки с подвешенным ножичком. А в карельских захоронениях у местных жительниц были подобные!
Правда, в «Повести временных лет» в описании событий того времени среди народов, выплачивающих дань Руси, почему-то нет представителей корелы, ижоры и води. Но это потому, цитирует Дмитрий Григорьев выводы ученых, что Корела и есть Русь. А самим себе ведь дань не платят! Если так, то проясняется генеалогия Рюрика. Восходит она к скандинаву Ивару Широкие Объятья и к славянам Буривою и Гостамыслу. Неслучайно памятный камень с надписью из летописи XVI-XVII веков «Умре Рурик в Кореле в воине, тамо положен бысть...» установлен на Русской земле.
Каким бы маршрутом ни отправиться в путешествие по Карелии, все они будут интересны. Скажем, поселок Громово на берегу озера Суванто, оно же Суходольское. Помимо рафта на Больших порогах привлекает гостей он также местным фольклором. Здесь в ХIХ веке жила сказительница Прасковья Никитина. Выйдя замуж за карела, она, православная ижорка, переселилась к нему в Сакколо (будущее Громово) и стала зваться Ларин Параске. Специалисты записали от нее 1152 руны, 1750 пословиц, 336 загадок и множество причитаний. Их и сегодня можно услышать там по праздникам.
Чем особо славится Карелия, так это ладожскими островами. У каждого из них свое лицо. Есть гранитные и диабазовые. Одни ровные, плоские, покрытые галькой и песком, другие скалистые. «Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Кловенецъ, а промеж ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет», — цитирует автор «Пермский дорожник» XVI века, один из первых у нас в стране путеводителей по России. Третья обитель, уточним, прекратила существование в 1610 году. Почему? Вопрос к шведам...
В путеводителе 2024 года, о котором эта заметка, не забыто ни одного сколько-нибудь значимого для любознательного туриста факта. Вы узнаете о городах и поселках, которые проезжаете, о кирхах, монастырях и памятниках разных веков и народностей, о неизвестных героях проходивших здесь сражений. Все вместе складывается в неповторимый жизнеутверждающий колорит, зовущий в путь по родной стране.
Ну что, будем собираться в дорогу?