Главная Культура 00:13 08 Мая 2013 5967
Парад Победы - главное событие телеэфира 9 мая

Из истории съемок военных парадов на Красной площади

Сергей Беднов

К телевизионному эфиру 9 мая зрители относятся по-разному. Кто-то с удовольствием пересматривает киноклассику, а кто-то — что греха таить — ворчит: мол, весь день либо старье, либо примитивные боевики. Но есть одна программа, которая ежегодно собирает у экрана гигантскую аудиторию, состоящую из людей самых разных возрастов и взглядов. Это прямая трансляция парада Победы на Красной площади.

Значительные события, проходящие на главной площади страны, начали запечатлевать сразу после революции. Наверняка все видели поблекшие кадры хроники с красноармейцами в буденовках, шагающими по брусчатке, и с физкультурниками, выстраивающими из своих мускулистых тел сложные пирамиды. В те далекие годы хронику эту с поясняющими титрами показывали в кинотеатрах.

А 1 мая 1932 года был сделан полноценный хроникальный звуковой фильм, посвященный параду и демонстрации в честь Дня международной солидарности трудящихся. Кинооператоры работали на Красной и Пушкинской площадях, на улице Горького. На звуковую дорожку пленки записали голоса дикторов радио, которые вели трансляцию из здания ГУМа. И с тех пор подобная практика стала регулярной.

Сталин: дубль второй

Особое место в запечатленной истории, конечно, занимают кадры парада, состоявшегося 7 ноября 1941 года.

На подступах к столице шли ожесточенные бои, проводилась эвакуация — до праздников ли? Но кинохроникеры на всякий случай были в полной боевой готовности. О том, что парад все-таки состоится, Сталин объявил 6 ноября на традиционном предпраздничном заседании Моссовета, которое прошло на станции метро «Маяковская», а не, как обычно, в Большом театре, к тому времени уже заминированном. Только начало парада в целях безопасности было перенесено на 8 утра. Кинематографистов об этом не предупредили. А потом возникла неразбериха с пропусками. В результате проход войск снять успели, но была пропущена речь Сталина.

А несколько дней спустя секретарь Московского комитета партии Щербаков вызвал руководство студии и потребовал, чтобы фильм был смонтирован с синхронной записью речи вождя. Как быть? Конечно, выступление записало радио. Но кадров-то нет! И киношники сказали Щербакову: единственный выход — попросить вождя повторить речь. Тот впал в ступор: «Он вам, что, актер что ли?! Что хотите, то и делайте».

Но Сталин придавал этому выступлению очень большое значение и согласился на съемку. Конечно, о трибуне Мавзолея и речи быть не могло. Решили построить ее фанерную копию в Кремле, в Георгиевском зале. Известно, что ноябрь 1941-го был очень морозным. И для достоверности, чтобы во время речи у Сталина шел пар изо рта, открыли все окна. А поскольку время съемок было ограничено, воздух не успел охладиться и пара не получилось. Но этого никто не заметил — ни приемочная комиссия, ни зрители. Позднее кадры с парадом и речью Сталина вошли в документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», в 1943 году получивший премию «Оскар».

Забытые генералы

А вот первый Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года, снимали уже в цвете. Но до недавнего времени мы могли видеть только черно-белый вариант. С этой съемкой также связана забавная история. Впрочем, вряд ли она казалась таковой ее участникам... 

Снимали на трофейной немецкой пленке. Но оказалось, что значительная часть материала имеет брак по цвету. Опыт работы с цветной пленкой в СССР был минимальным, и коррекцию провести не удалось. Качественных кадров хватило на 19 минут, а полноценную 50-минутную версию сделали черно-белой.

Показали Сталину — тот остался крайне недоволен. Он обратил внимание на то, что в кадрах с военачальниками нет командующих фронтами Баграмяна и Еременко. На самом деле причина была простой: восемь командующих были на Красной площади в мундирах маршалов, а эти двое — в генеральских. У операторов было очень мало времени, и они их попросту не сняли. Но объяснить это Сталину, естественно, никто не рискнул. Оставалось одно: срочно доснять генералов. А поскольку Баграмян со своим штабом к тому времени находился в Риге, а Еременко — в Кракове, туда немедленно и вылетели операторы.

По воспоминаниям военного оператора Михаила Посельского, на студии его попросили оправдаться перед Еременко тем, что из-за капли дождя, попавшей на объектив, случился брак. И, чтобы кадр соответствовал всему фильму, предложить генералу сняться на фоне красных знамен, за которыми предположительно должно находиться здание ГУМа.

Но извинения Посельского вызвали у военачальника гнев: он прекрасно помнил, что кинокамера ни разу не была на него направлена, и попросту выгнал оператора за дверь. Лишь при посредничестве начальника военной миссии в Польше генерала Шатилова ситуацию удалось урегулировать. И вскоре фильм о параде вышел на экраны страны. Сохранились многочисленные воспоминания о том, как зрители в кинотеатрах во время его показа вскакивали и кричали «ура».

И только в 2004-м Цент-ральный государственный архив кинофотодокументов восстановил цветной вариант.

Праздник в 3D

Первая попытка провести телевизионную трансляцию с Красной площади была предпринята еще в 1948 году. Камеры были установлены в ГУМе, откуда сама площадь и трибуна мавзолея были как на ладони. Передающую и приемную аппаратуру проверили — все работало. Но разрешение на съемку так и не дали. А первая внестудийная передача была проведена годом позже, во время первомайской демонстрации на Дворцовой площади в Ленинграде.

Начало традиции телетрансляций парадов на Красной площади было положено 1 мая 1956 года. Для съемок тогда использовались всего две камеры: одна — на Спасской башне Кремля, вторая — непосредственно на площади.

Сегодня телевизионные съемки военных парадов — сложнейшее высокотехнологичное мероприятие. Особенно грандиозными были они три года назад, в 65-ю годовщину Победы, когда на трибунах присутствовали главы иностранных государств, а по брусчатке маршировали военные из стран — союзниц СССР. Все было продумано до мелочей: откуда ведутся панорамные съемки, где корреспонденты берут интервью, как отслеживаются события, происходящие одновременно в других местах, например, на Поклонной горе.

Между прочим, съемки велись и в 3D. Разумеется, в эфир этот формат выпустить было нельзя, но на его основе смонтировали видеофильм, который ВГТРК позже показывала на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Словом, теперь трансляции парадов Победы представляют собой не только телевизионный продукт гражданского звучания, но поистине захватывающее зрелище, что, конечно, в значительной мере способствует привлечению к нему молодой аудитории. И вот результат: в 2010 году показ парада собрал больше зрителей, чем финал «Евровидения». И это обнадеживает.

Цифры и факты

О масштабах замысла телетрансляции 2010 года свидетельствуют следующие данные. На Красной площади работали 33 камеры, 12 — в Александровском саду и 10 — в Кремле.

 Камеры были установлены на самолетах и танках, принимающих участие в параде. Картинка с них позволяла увидеть происходящее глазами танкистов и летчиков.

Одна из камер на Красной площади была летающей. Такой метод съемки довольно давно применяется, например, на крупных футбольных матчах. На высоченных мачтах создается система тросов, по которым движется радиоуправляемая каретка с вращающейся камерой. Ни тросы, ни мачты не попадают в объективы камер, установленных внизу, — отсюда у зрителя и возникает ощущение свободного полета.

Центральная аппаратная была смонтирована в Манеже. Именно туда поступали сигналы с нескольких ПТС (передвижных телевизионных станций). Для этого были проложены десятки километров волоконно-оптических кабелей.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 25633
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5637
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5521
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?