Главная Культура 18:36 08 Августа 2018 2434
Послевкусие любви

Короткометражка молодого режиссера Георгия Заозерского победила в интернет-конкурсе

Сергей Бирюков
Героиня Ксении Щербаковой буквально излучает женский свет. Кадр из фильма «Послевкусие», предоставлен съемочной группой

Профессиональное жюри конкурса «Окно в интернет», проводимого в Сети навстречу 26-му фестивалю «Окно в Европу», назвало лучшим фильмом драму «Послевкусие» студента режиссерского факультета ВГИКа, ученика Владимира Хотиненко Георгия Заозерского. Среди достоинств камерной ленты молодого постановщика по мотивам классической советской пьесы – тонкое вживание в радости и боли людей той эпохи, что, все дальше отдаляясь во времени, продолжает мощно влиять на нас сегодняшних. А еще в новой работе удивило редкое для современного кино единение красоты с правдивостью.

Фильм, снятый при поддержке киноконцерна «Мосфильм», воспроизводит эпизод знаменитой пьесы Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Лишь один из многих, поэтому обходится без зоринского названия в титрах. Но удивительным образом передает дух этого замечательного произведения о любви, которая осмеливается противопоставить холодному разъединенному миру свою соединяющую силу.

Этот шаг молодого постановщика мне кажется очень точным. Вступать в конкуренцию с классическим вахтанговским спектаклем Рубена Симонова (и его телеверсией 1969 года), где сыграли великие Борисова и Ульянов, выдерживать сравнение с современными постановками питерского Малого драматического и московского Театра на Малой Бронной было бы самонадеянно и безрассудно. А вот набросать то, что в живописи и музыке называется «этюд» – прекрасный шанс достичь компромисса между юностью автора и его стремлением к содержательной глубине.

Напомню сюжет: в послевоенном 1946 году на концерте в Московской консерватории случайно встречаются двое молодых людей, русский Виктор и полька Гелена. Возникает взаимное чувство, на пути которого встают политические законы времени.

Мы проживем с Витей и Гелей не 20 лет, как это происходит в «полнометражной» пьесе, а только один вечер, точнее несколько десятков минут около полуночи под новый 1947 год. Но в этом эпизоде, как в капле воды, сконцентрирована драма жизни.

Режиссер не перебарщивает с деталями. Короткий «настроенческий» кадр в трогательно-архаичном, как старый ботинок, автобусе, везущем героев к их встрече… Дальнейшее происходит в комнате героини, где стоят книги в потускневших переплетах, играет патефон с пластинками Вертинского, светят неяркие лампы: атмосфера нехитрого уюта, которую самыми скромными средствами умели создать люди, истосковавшиеся за войну по теплу. Оператору Антону Мировичу удается передать ценность каждого мгновения. Кадры в картине досконально продуманы и самодостаточны, порой хитро задуманы, словно запрятаны в волшебные зеркала, но всегда композиционно ясны. Проста, тиха и магически притягательна мерная капель рояльных звонов (музыка Алексея Айги). Простота, от которой житель и зритель XXI века изрядно отвык…

Сегодня нет не только таких автобусов и пластинок с красными наклейками. Не видно молодых парней с высшим образованием, которые бы всю ночь разгружали вагоны для того, чтобы сделать подарок девушке. Увы, редко встретишь и девушку, которая бы сочетала в себе нежность и гордость, красоту и ум, чувственность и здравый смысл. Эту девушку из прошлого изумительно играет актриса Ксения Щербакова. О которой, признаюсь, раньше я ничего не знал, да и сегодня знаю немногое об этой выпускнице Школы-студии МХАТ, уже в молодые годы успевшей пройти «свои университеты» в театрах, сериалах, музыкальных группах… Но твердо могу сказать: от ее Гели, буквально излучающей женский свет и игривое, неподражаемо-польское и до мельчайшей лучинки в глазах искреннее обаяние, невозможно оторвать глаз.

Создателям фильма, на мой взгляд, удалось показать, как за короткий промежуток времени кардинальным образом меняется внутренний мир героев. Удачным мне видится и название картины – «Послевкусие». Зритель с первых минут и до конца понимает, что он – свидетель чужой жизни, другой истории, что все им увиденное – в давно прошедшем времени, но он ощущает его вкус, музыку, цвет.

Кстати, о цвете. Насыщенные краски – праздничное Гелино платье индиго, бордовые туфли, которые бережно надевает на ее ножки Виктор (Валерий Ушаков), красный патефон – таковы главные акценты, выделяющиеся на скромном фоне комнаты и неярких сполохов новогодней ночи с ее туманом и таинственным флером.

И вот что еще поражает. Ведь в плане физического действия за эти 25 минут – совсем немалое время в кино – практически ничего не происходит: ну восторг героини по поводу туфелек, ну ее милый шок от того что друг на ее девичьей кровати заснул с устатку после тех самых вагонов. Несколько па совместного танца, несколько секунд единственного за весь фильм поцелуя… А ни мгновения не скучно, не пассивно, не провально в смысле драматургии чувств и человеческого взросления. Конечно, шляпу долой перед мастерством Леонида Зорина. Но и респект тем, чей хваткий глаз в малой страничке драматургического материала сумел разглядеть эпоху и связь времен.

Да, есть зазубринки – у кого из куда более опытных мастеров их нет: можно было потщательней поработать над польским акцентом, поаккуратнее подобрать музыкальный ряд – в СССР Вертинского издавали мало, и, если не ошибаюсь, не те романсы, что звучат с пластинки… Но это так мало значит для общего эмоционального воздействия, для смысла кинематографического послания!

Этот фильм Георгия Заозерского – опыт путешествия в прошлое. Но не только. Да, сегодня нам дико представить себе, что в Советском Союзе с февраля 1947 года были на государственном уровне запрещены браки с иностранцами – обстоятельство, которое поставило крест на личном счастье героев «Варшавской мелодии» и котором нам сообщают словесной надписью в самом конце ленты. Людоедский указ, конечно, давно отменен – но разве сегодняшний мир смог преодолеть разобщенность? Представьте нынешнюю Московскую консерваторию – велика ли вероятность, что вы встретите там сегодня польскую студентку? Да что там польскую: если у вас родственники, допустим, на братской (как мы всегда считали) Украине, то часто ли вы их видите?..

Вот почему фильм звучит современно. Это отнюдь не политическая агитка об ужасах сталинизма. Картина – о коротком миге счастья, которое «было так возможно», и заканчивается она ровно перед тем, как этому счастью обрубили крылья. Плохого мы не увидим. Хотя узнаем о нем. Фильм красив и правдив – редкое единство.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3461
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3364
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3187
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?