Главная Культура 15:53 09 Марта 2023 5362
Кармен бессмертна

В новой нижегородской постановке она доказала это прямо на сцене

Сергей Бирюков, Нижний Новгород – Москва
Для Кармен (Наталия Ляскова) дороже жизни - свобода. А для Хозе (Иван Гынгазов) главное - обладание. Фото Ирины Гладунко предоставлены Нижегородским театром оперы и балета

Когда на круглом столе перед премьерой новой постановки «Кармен» в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина режиссера Елизавету Мороз спросили, о чем ее спектакль, она ответила: о театре. Думаю, Елизавета поскромничала. Спору нет, такое сакральное место, как театр, достойно быть воспетым, но ее рассказ – о гораздо большем: о свободе и правде как ценностях, без которых жизнь невозможна.

Ставить «Кармен» и легко и невероятно сложно. Гениальный драматург Бизе так выстроил эту череду арий, ансамблей, хоров, оркестровых антрактов – сладких, жестких, расслабляющих, бьющих в самое сердце, – что, кажется, только хорошо спой и саккомпанируй певцам. Но ведь ты выносишь свой спектакль на сцену, где до тебя тысячи суперталантливых людей на протяжении полутора сотен лет высвечивали многочисленные смыслы этой неисчерпаемой партитуры…

В этом отношении идея театра в театре сама по себе не слишком выигрышна. Хотя бы потому, что уже много столетий отрабатывается не только постановщиками, но самими драматургами, начиная с Шекспира (а наверное, и раньше). И сюжет «Кармен» уже толкал на подобные решения – вспомним хоть фильм Карлоса Сауры 1983 года, где хореограф и его танцовщица в процессе постановки принимали на себя судьбу Хозе и его изменившей подружки.

Другое дело – если тебе удается сказать об этой сакральности театра что-то свое, высветить – как именно он будит в тех, кто ему привержен, их лучшие качества… В этом направлении Елизавета и работает с первых же секунд постановки, когда ее Кармен, т.е. пришедшая на репетицию исполнительница этой роли, в самом буквальном смысле будит задремавших партнеров, сдергивая пыльные чехлы с декораций и зло-задорно отбивая ногами ритм фламенко (отсылка к тому самому фильму Сауры?).

Эта Кармен буквально будит окружающих одним своим появлением

Дальше встает задача особой сложности – «разбудить» Хозе. Ведь этот закомплексованный правилами солдатик – полная противоположность заглавной героини: шагу не может ступить без толстенной книги (воинский устав? сценарий?), реплики в разговорных диалогах не произнесет без подсказки неотступно следующей за ним суфлерши. Но в тихом омуте известно что водится. И возникает главная драматическая сшибка – между страстью к свободе и желанием обладать, то есть лишить свободы другого.

Похоже, именно эта правда о страшной, порой равной самой жизни цене свободы («Кармен свободна – свободной и умрет!») и напугала больше всего первых зрителей оперы в 1875 году, став причиной ее провала. Моральный смысл театрального произведения оказался еще жестче, чем в послужившей ему сюжетной основой новелле Мериме. Да и была ли свобода в глазах той публики благом? Вероятно, она хорошо помнила 1871 год, Коммуну… Впоследствии красота музыки все-таки взяла свое, «Кармен» завоевала мир, став, по некоторым сведениям, самой исполняемой оперой на планете. Но разве люди так уж радикально изменились за полтораста лет? И разве не живем мы до сих пор под навесом самых архаичных обычаев подавления личности – физической силой, властью, деньгами? Потому – оценим и сегодняшнюю смелость постановщиков, не побоявшихся поднять немодное ни в нашем патерналистском обществе, ни на современном «политкорректном» Западе слово Liberté, лихо распеваемое контрабандистами в финале второго действия, на транспарант над сценой, а если этот транспарант обернуть, на нем читается Théâtre.

За эту высокую (во всех смыслах) прокламацию роли театра как территории свободы и «будильника» общества можно простить Елизавете некоторые осечки, тем более понятные у столь молодого постановщика. Когда стремление подвести все под свою концепцию переходит в насилие над образами. Когда Кармен в момент тяжкой обиды… гримирует Хозе, а в смертную минуту бегает вокруг него, глядя глазами сценической партнерши – все ли ее коллега делает правильно…

Но гораздо чаще Елизавета снайперски чувствует ослепительную правдивость характеров «Кармен» (непревзойденной среди самых великих опер мира и в этом своем качестве), ловит мощную устремленность ее музыкальной драматургии и строит сцены от камерных до самых многофигурных так, что эти визуальные композиции буквально «звучат» продолжением партитуры. Подметив, что все номера с участием Кармен – танцы (хабанера, сегидилья, цыганская пляска), она насыщает их пульсом движения. Вот только гаданье почему-то не сделала сарабандой, хотя оно явно выдержано в ритме этого древнего «танца смерти»… В большинстве же сцен с легкой руки (ноги?) главной героини танцевать начинают все – даже полный сознания своего величия Эскамильо. Даже такие серьезные люди, как контрабандисты, свой стремительный квинтет превращают в огневой канкан. «Танцуют» даже мешки с контрабандой, «полифонично» растекаясь ручьями по всей ширине и высоте пресловутой театральной «четвертой стены». В отличие от иных философски перегруженных, но зрелищно тоскливых постановок, Елизавета настолько органично строит тотальное движение, будто училась этому искусству впрямую у авангардистов театра Мейерхольда и Родченко.

Спектакль на удивление живописен и музыкально-динамичен

Но постановщице, столь счастливо нашедшей идею спектакля, ничего бы не удалось без изумительных актеров. Начиная от «белокурой бестии» Наталии Лясковой (Кармен) и делающего в последнее время громадные профессиональные шаги Ивана Гынгазова (Хозе) с его тенором планетарной звучности до трогательного сопрано Венеры Гимадиевой в роли Микаэлы и супер-опытного баса (!) Гарри Агаджаняна, которому и баритоновая партия Эскамильо была бы совсем нипочем, если б он не приболел в эти слякотные дни… Но в те редкие моменты, где его верхам все-таки требовалось «прикрытие», это блистательно делала четверка исполнителей ролей контрабандистов – Татьяна Иващенко, Елена Сизова, Тигрий Бажакин и Дмитрий Белянский, которые оказались такими же виртуозами вокала, как и движения.

И ведь я назвал только один состав спектакля, который видел/слышал, а есть и второй, по множественным рассказам не менее убедительный – с Екатериной Лукаш, Сергеем Кузьминым, Олегом Федоненко, Екатериной Ясинской…

А еще у режиссера есть такие единомышленники, как, например, художник-постановщик Денис Шибанов, чьи универсальные, легко перегруппируемые декорации работают и как террасы старой Севильи, и как многоярусный «хостел» контрабандистов, и как дикие скалы, на вершину одной из которых не боится залезть движимая любовью Микаэла, и как помпезный фасад арены – нет, настоящего храма корриды. Есть художницы по костюмам Ольга и Елена Бекрицкие, которых в принципе можно было спросить – почему, собственно, выбран стиль начала ХХ века, а не какой-либо иной, но богатство и контрасты тогдашнего дизайна от опереточной формы солдат до рокового черного, сумасшедше приталенного платья Кармен, словно пришедшего из стихов Блока, настолько выразительны, что вопрос отпадает.

Эскамильо (Гарри Агаджанян) поет свои куплеты не то с террас старой Севильи, не то с галерей перенаселенной ночлежки

Наконец есть музыкальный руководитель постановки Дмитрий Синьковский, совсем недавно, вслед за приходом в театр нового худрука Алексея Трифонова ставший главным дирижером коллектива. Еще пару лет назад мы знали его как отличного, но достаточно специализированного аутентиста барокко. Еще полгода назад мне слышалось, какого усилия стоит этому мастеру жильно-струнных шепотов и натурально-валторнового воркования получить от оркестра полнокровный симфонический звук в «Пиковой даме». Но сегодня – никакой натуги, а та самая свобода и естественность фразировки, темпов, тембрового баланса, какой достойна «Кармен». Может быть, иногда эти темпы даже стоило бы и немного сдержать – например, в увертюре, обрушивающейся на тебя совсем как горная лавина, или в финале при явлении Эскамильо, который ну никак не может бежать на собственное выступление вместе с толпой – он должен шагать на него размеренно и с полным уважением к себе любимому. Зато какая слаженность ансамблей! Какая проработка полифонической партитуры да хотя бы в сцене ссоры работниц…

Дирижирует Дмитрий Синьковский

В конце «убитая» Кармен встает и прямо на финальном унисоне целует Хозе. Неправда, скажете вы? Нет, самая настоящая правда. Ведь это – театр! Который, как и Кармен, никогда не лжет и не бежит от грозных сюжетов. Если, конечно, талантлив.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3329
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3227
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3093
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?