Чтобы пресечь самовольство, железнодорожники взяли и перекопали дорогу до переезда большими рвами. Пять лет жители маленькой деревни терпели безразличие к их судьбе. И однажды терпение у них лопнуло...
Заусаево возникло на берегу речки Курзанка давным-давно - более 300 лет назад. Постепенно место это превратилось в островок, отрезанный от мира. Сначала на деревенские покосы и поля "наехала" ветка Транссиба. Это случилось еще в прошлом веке, и селяне к тому привыкли. Но сравнительно недавно с другой стороны деревню "подрезала" еще одна железнодорожная насыпь - к угольному разрезу "Мугунский". Заусаевцы оказались внутри своеобразного треугольника. Во внешний мир - туда, где остались пастбища, покосы, а также и блага цивилизации, - из Заусаева остались два пути. Длинный - 12 километров по дороге через село Котик, и короткий - буквально несколько десятков метров до полей под железнодорожным мостом. Пешком перейти железную дорогу - не проблема, но через нее не перегонишь сельскохозяйственную технику, не проедешь на машине. Путь под мостом оказался очень кстати. Но и его нынешней весной дорожники перерыли. Якобы проезжающие грузовые машины могут задеть конструкцию моста.
- Что же это такое творится! - возмущается Татьяна Григорьевна Залепо, жительница деревни. - Мы что, не люди или прокаженные какие? Выживали только благодаря натуральному хозяйству, а нас отрезали от всего - за насыпью поля, сенокосы, выгоны! Как технику гонять к полям?
По поводу переезда жители Заусаева обращались с 1998 года к районному начальству, писали на имя губернатора области Бориса Говорина. Стучались к начальнику Восточно-Сибирской железной дороги, в Министерство путей сообщения, просили о помощи депутата от Иркутской области Госдумы Сергея Колесникова. Тщетно. Последней "инстанцией", куда от отчаяния решили обратиться заусаевцы, оказалось почему-то телевизионное "Поле чудес". Но чуда не произошло. История деревенских мучений изложена в скромной папочке, на которой надпись "Переезд 4790 км".
Чашу терпения переполнила последняя капля - фактическая ликвидация уже закрытой дороги. Утром селяне проехали переезд, а вечером не смогли вернуться. И от отчаяния решились на политический демарш. В районную мэрию пожаловала делегация из Заусаева и предъявила заявление - своеобразный ультиматум. Раз отрезали от мира, да еще и телефонной связи нет - не пойдем голосовать на президентские выборы.
Районное начальство, до той поры равнодушно взиравшее на деревенские беды, испугалось и быстренько послало рабочих, чтобы те починили дорогу жизни. Теперь она, как по мановению волшебной палочки, перестала быть опасной. Пригнали бульдозер. Канавы, перерезавшие путь, спешно засыпали мерзлой землей, перемешанной со льдом и снегом. Это изменило настроение многих жителей деревни, они отказались от своего демонстративного намерения. Да и понимали, видимо, его нелогичность: причем же тут выборы верховной власти? Жест отчаяния - не более...
А переезд так и не оборудовали...