Главная Культура 12:07 10 Апреля 2019 1753
Симфонический парад имени Ростроповича

Как петербуржцы отогревали итальянца, а поляк возвращал кураж испанцам

Сергей Бирюков
Ольга Ростропович открывает в Большом зале консерватории фестиваль имени своего отца. Фото автора

Фестиваль имени Мстислава Ростроповича в Москве с самого начала зарекомендовал себя как парад лучших оркестров и дирижеров мира. Конечно, бывали приливы и отливы, но прошедший с 27 марта по 3 апреля Десятый, в соответствии со своим юбилейным статусом, превзошел большинство предшествовавших.

Одно только перечисление участников, собранных под знамена смотра его главным организатором Ольгой Мстиславовной Ростропович, воодушевляет: Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова, оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме под руководством Антонио Паппано, Симфонический оркестр Мадрида, он же оркестр-резидент оперного театра «Реал» с Густаво Химено за пультом, наконец, в виде пикантной экзотической пряности, «Йокогама симфониетта» с маэстро Казуки Ямадой из Японии… Сразу извинюсь перед гостями с Востока – их послушать не удалось, но на выступлениях всех остальных участников программы я присутствовал. И с удовольствием расскажу о них.

Начали устроители смело и немилосердно по отношению к остальным оркестрам с кульминации – концерта петербуржцев. Прославленный коллектив, как и положено оркестру с таким статусом, захватил слух с первых же тактов – стремительных и порывистых пассажей веберовской «Эврианты». Какая отчетливость струнных даже в этом головокружительном темпе! Первые скрипки, вторые, альты и так далее – каждая партия смычковых звучит как один инструмент. «Пространственный» звук валторн, таинственно вырастающее из настороженной тишины драматическое фугато – все эти увлекательные романтические приемы переданы виртуозно и точно.

В Виолончельном концерте Шумана от оркестра потребовалось совсем другое умение – до предела убрав физическую силу, остаться надежной основой для мелодического высказывания солиста, окутывая его по-шумановски приветливой гармонической и подголосочной тканью, которая в этом трогательно-лирическом, очень интимном по тону произведении особенно тепла. Правда, сам солист Энрико Диндо, показалось, далеко не сразу вошел в это настроение – довольно долго звук его инструмента казался плосковатым и даже ученическим, но под конец то ли мы привыкли, то ли вправду петербуржцам удалось вовлечь и его в чудесную добрую ауру этой музыки.

Центр и самая насыщенная часть программы – симфония «Из Нового света» Дворжака. Все комплименты по поводу групповой игры или точных, идеально ложащихся в общую тембровую мозаику духовых соло в первой части; все восторги относительно «органной» меди и «лугового» многоцветия солирующих деревянных во второй части; все восхищение насчет кинематографически-эффектных наплывов тем-лейтмотивов, делающих четырехчастную симфонию эмоционально рельефной, как горный пейзаж, – все это здесь так же в силе, как и по отношению к другим исполнениям петербуржцев. Может быть, иногда в игре чувствовалась излишняя накатанность – не исключено, Юрий Хатуевич специально экономил эмоции в этой горячей музыке, например, затушевав наступление репризы финала, которую дирижеры обычно подают как суровый и прекрасный вселенский глас…

Юрия Темирканова и Заслуженный коллектив России благодарит ректор Московской консерватории Александр Соколов

Нелегко после этого пришлось Оркестру Мадрида! На удивление спокойно, без присущей этой музыке взрывной остротЫ прозвучала Alborada del Gracioso («Утренняя песня шута») Равеля, написанная великим французом в испанском духе, который гости из тех краев словно бы не прочувствовали. Дал шанс коллективу реабилитироваться Первый концерт поляка Кароля Шимановского с прекрасной солисткой, испанской скрипачкой Летисией Морено. Это тот случай, когда деликатность звука, в отличие от итальянского виолончелиста из первой программы фестиваля, не тушевала, а наоборот, подчеркивала значительность партии. И оркестр буквально воспрянул, столь же деликатно, притом ярко колоритно передав эту тончайшую, нежно сплетенную партитуру – изысканнейший образец славянского модерна в музыке.

Скрипачка Летисия Морено и музыка Кароля Шимановского помогли Симфоническому оркестру Мадрида и дирижеру Густаво Химено вернуть себе кураж

Начало второго отделения, родной испанцам Мануэль де Фалья – сюита из балета «Любовь-волшебница». И снова, вот парадокс – ощущение аккуратно играемых нот, не более того. Ближе к требуемому настроению прозвучала сюита из «Жар-птицы» Стравинского – да и невозможно равнодушно исполнять эту играющую огненными сполохами музыку, соединившую русский кучкизм с утонченнейшими находками импрессионизма.

Оркестру «Санта-Чечилия» во главе с Антонио Паппано выпала привилегия сыграть на фестивале не одну, а две программы. Они оказались монографическими. Первая – бетховенская. Не возьму на себя смелость сказать, что она войдет в историю смотра как одна из его вершин. «Эгмонт» прозвучал массивно, вроде бы «как нужно», но, пожалуй, не хватило резкости, бескомпромиссной отчетливости бетховенского интонационного рисунка, ритма и формы. Разочаровала поначалу и интерпретация Третьего концерта, особенно «листовское» обилие педали у молодого итальянского пианиста Франческо Пьемонтезе, к тому же не слишком стилистически точного при «досочинении» известной бетховенской каденции первой части. Но дальше произошла радостная трансформация: во второй части рояль запел настоящим бетховенским звуком, а в третьей музыка обрела и бетховенскую пружинную энергетику. После чего в бисе – Ля-бемоль мажорном экспромте Шуберта солист укрепил свою репутацию тонкого интерпретатора венской музыки XIX века.

Пианист Франческо Пьемонтезе и оркестр Академии Санта-Чечилия во главе с Антонио Паппано сыграли Третий концерт Бетховена на подъеме

Пятую симфонию Паппано сыграл «как в лучших домах». Слава богу, не переусердствовал с быстрым темпом в первой части, не растянул в скучном адажио вторую, нагнал ровно столько, сколько нужно, тревоги и тумана в скерцо, дал волю ослепительному до мажорному сиянию в финале… Но так эту хрестоматийную партитуру играют многие.

А вот что, думаю, запомнится как уникальное событие – так это исполнение на следующий день Девятой симфонии Малера. Сам масштаб этой четырехчастной глыбы, идущей около 75 минут, обуславливает ее нечастое появление в программах. Впрочем, слово «глыба» не очень подходит к детальнейше проработанной партитуре, эмоционально подвижной, как душа ее автора, одного из самых глубоких художников всей мировой музыкальной истории. Какое многозвучие, многокрасочность, многотемность – и притом цельность! Некоторые части, особенно вторую (лендлер) по тонкости прописи, по обилию тембровых контрастов я бы назвал концертом для оркестра. Третья (бурлеска) поражает предвосхищением самых острых моментов музыки ХХ века, вплоть до Шостаковича 1930-х — 1940-х годов, даже можно уловить подобие темы нашествия из «Ленинградской» симфонии.

Наконец, финал – почти получасовое адажио, впитавшее в себя вагнеровские и брукнеровские мотивы, но совершенно свободное от вагнеровской «надчеловечности» и брукнеровской наивности: это идущее из самой глубины человеческой натуры пение без слов, выражающее внутренне горение творца, который понимает, что пишет СВОЮ ДЕВЯТУЮ симфонию, помнит о сакраментальном значении этого рубежа в творчестве великих предшественников – Бетховена, Шуберта, того же Брукнера, девятыми завершивших свой симфонический и жизненный путь.

Когда «догорела» последняя интонация (не знаю, случайно или намеренно Малер вывел одну из проникновеннейших своих тем на почти точное цитирование знаменитой арии Caro mio ben Томмазо Джордани), то после этого прощального признания в любви зал, наверное, минуту пребывал в молчаливом трансе – только после этого разразилась овация, подобной которой давно не доводилось слышать.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3435
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3323
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3159
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?