Скандал с использованием нейроактрисы в Голливуде вызвал острую дискуссию об искусственном интеллекте в самой чувствительной сфере — в российском кинематографе. Но вопрос стоит шире: грозит ли нам «бунт машин»?
Как сообщили создатели «красивой и молодой», но синтетической киномодели Тилли Норвуд, они уже проводят переговоры с агентствами, дабы применить ее таланты в кинолентах. При этом позиционируют Норвуд как произведение искусства, а не как замену живым актрисам. Помимо этой кинодивы в Голливуде уже существует более дюжины ИИ-персонажей.
Тамошний профсоюз киноактеров, объединяющий 160 тысяч человек, выступил резко против применения ИИ в их сфере деятельности. «Тилли Норвуд — это не актер, это персонаж, созданный компьютерной программой, которая была обучена на работе бесчисленных профессиональных исполнителей — без разрешения или компенсации, — заявили в профсоюзе. — В нем нет ни жизненного опыта, ни эмоций, и, судя по тому, что мы видели, зрители не заинтересованы в просмотре компьютерного контента, не связанного с человеческим опытом. Это не решает никакой проблемы — это создает проблему использования украденных спектаклей для того, чтобы оставить актеров без работы, ставя под угрозу средства к существованию исполнителей и обесценивая человеческое мастерство».
На что прародительница искусственной актрисы Элин Ван дер Велден, создавшая студию цифровых кинозвезд, ответила: «Я вижу ИИ не как замену людям, а как новый инструмент, новую кисть. Точно так же, как анимация, кукольный театр или компьютерная графика открыли новые возможности, не отнимая их у живых актеров, искусственный интеллект предлагает еще один способ воображать и создавать истории. Я сама актриса, и ничто — уж точно не персонаж с искусственным интеллектом — не может отнять у меня мастерство или радость человеческой игры».
Как говорится, дама мягко стелет: Тема использования ИИ два года назад уже вызывала забастовку в Голливуде. Актеры выступали против использования цифровых копий своих образов, а сценаристы требовали гарантий, что их не заменят нейросетями. Нынешняя история с Тилли Норвуд обострила вопрос: где заканчивается эксперимент с новыми инструментами и начинается подрыв самих основ индустрии? Одно дело — компьютерные эффекты, которые заполонили экран, превратив художественные фильмы в анимации, другое — искусственные люди на экране.
Некоторые российские продюсеры, по сути, солидаризировались с американским профсоюзом. Они считают, что нынешние методы использования ИИ в кино приведут к вытеснению людей — сценаристов и режиссеров, а потом и актеров. Звезды, может быть, останутся, а массовки и не вполне статусные, проходные роли будут отданы на откуп ИИ. Часть специалистов, например, генпродюсер компании Park Production Дмитрий Добужинский считает, что уже в ближайшем будущем в России многие люди, занятые в кинематографе, останутся без работы.
И у этих опасений есть основания. В сентябре на одной из стриминг-платформ состоялась премьера нейросериа-ла «Феофан». Это первый российский проект, полностью созданный с помощью ИИ. Сценарий писали люди, но героев в кадре сгенерировала нейросеть. «Артисты делают так, как им скажет режиссер. А актеры искусственного интеллекта делают так, как им скажет нейросеть. Сложно добиться того, что ты задумал как автор сценария. Пока что мы можем разыгрывать мизансцены на двух героев. Как только появляется больше людей в кадре, начинаются сложности», — жалуется один из создателей дипфейка Михаил Ткаченко.
Но возникает и такой вопрос: какие нейросети будут использоваться? Российские? А если иностранные? Не добавят ли они тлетворного воздействия на нашу публику? И, несмотря на все оговорки, уже очевидно, что желание заработать может завести очень далеко в вытеснении живых людей с их жизненным опытом и эмоциями. Особенно в отсутствие законодательного регулирования.
Этот вопрос уже вставал пару лет назад, когда руководитель Первого канала Константин Эрнст анонсировал съемки ИИ-сериалов, в том числе продолжения «Семнадцати мгновений весны». И тогда мэтр Никита Михалков предупреждал об угрозе нейросетей и предлагал их законодательно регулировать, используя «мощную политическую волю». Что же касается киноиндустрии, то он не исключил, что с помощью ИИ можно создать вполне логичный сценарий. Но вот использовать его для воссоздания великих ушедших актеров — это уже преступление с точки зрения и культуры, и нравственности.
Телеведущий и кинопродюсер Михаил Ширвиндт поддержал Никиту Михалкова: «Сделать какую-то историю с Хабенским или Мироновым, используя искусственный интеллект, при их жизни, — ради Бога! Но трогать тех, кого уже с нами нет, ИИ не должен! Если массовку заменит ИИ — почему бы нет? Но душу заменить искусственным интеллектом не получится никогда».
Актер и режиссер Вениамин Смехов против цифровой копии Вячеслава Тихонова с его героем Штирлицем. «Если это получится и на это потратятся очередные миллионы, мне будет жалко... Не надо трогать искусство, пусть оно идет так, как оно идет». Он против создания дипфейка и «Мушкетеров» со своим участием.
Но, похоже, господина Эрнста, который желает быть прогрессистом и воспитывать молодежь на положительных примерах, не интересует мнение огромной аудитории, для которой образ Штирлица и все, что с ним связано, — нечто неприкосновенное. Несложно допустить вероятность того, что будут создаваться новые синтетические образы. Тем более что очень многие персонажи на Первом канале таковыми являются уже сегодня. В кадре вроде бы люди, но все шаблонно: герои, ситуации, чувства, переживания. Однако использовать уже созданные произведения киноискусства в коммерческих целях с привлечением услуг ИИ — совсем кощунственно, недопустимо.
И два года, и год назад в Госдуме поднимался вопрос о необходимости законов, регулирующих создание дипфейков в культурном пространстве, да и вообще использование ИИ. Есть и правительственная программа развития искусственного интеллекта, и, соответственно, изучения подходов к регулированию этой области.
Позиция правительства, как говорят эксперты, такова: ограничение ИИ вредно для технологического лидерства России. И закон на эту тему должен стимулировать развитие технологий, снимать барьеры для их использования и развивать оборот данных для ИИ. Уже представлена обновленная концепция регулирования этой сферы до 2030 года, подготовленная Минцифры. Как заявлено, «она задает рамку для будущего законодательства и позволяет выстроить баланс между развитием технологий и защитой интересов граждан». Но закона-то как такового пока нет. И при отсутствии каких-либо ограничений что-то не видно взрывного развития отечественных технологий ИИ.
Вероятно, это связано с тем, что Россия на порядок отстает от лидеров в этой отрасли — Китая и США. Ассигнования на развитие ИИ в России несопоставимы с инвестициями в этих странах. Несмотря на оптимистичные сообщения о создании отечественных моделей ИИ, они сильно отстают от лучших мировых образцов, таких как DeepSeek и Open AI. А поэтому в России пока предпочитают использовать зарубежные образцы, что таит огромные риски, вплоть до утечек критически важных данных и внедрения чужого ИИ в наш, родной.
Кстати, в Китае несколько лет назад введены обязательное лицензирование услуг ИИ, обязательная маркировка контента на базе ИИ, а также проверка на безопасность. А, например, ученикам начальной школы запретили самостоятельно использовать инструменты ИИ для генерации контента. В целом китайский подход к регулированию ИИ отражает сочетание инновационной политики и строгого надзора, особенно в отношении манипуляции контентом, конфиденциальности данных и национальной безопасности.
В 2023 году свыше тысячи специалистов и представителей IT-индустрии, включая Илона Маска и Стива Возняка, опубликовали открытое письмо, в котором призвали приостановить обучение ИИ до разработки регуляторных механизмов и как минимум разработать протоколы безопасности для работы с этими инструментами. Но ни в США, ни в ЕС законов в этой сфере пока не существует. Однако эти страны готовятся к вселенской гонке за лидерство в сфере ИИ. А потому вопрос, поставленный писателями фантастами — одолеют ли взбунтовавшиеся роботы человека, — остается на повестке дня.
Пока что россияне в массе нечасто сталкиваются с ИИ-продуктами. Разве что глупый робот какого-нибудь провайдера связи нудно выспрашивает клиента о его проблемах и, ничего не поняв, выводит на оператора-человека. Начинают активно использовать ИИ интернет- и телефонные мошенники. А вот как описывается модель ИИ «Нейроаналитик», разработанная «Яндексом»: «Агент анализирует готовые таблицы и графики на дашбордах, находит инсайты и помогает формировать выводы по данным. «Нейроаналитик» также создает отчеты, пишет вычисляемые формулы и генерирует код для кастомных визуализаций». Если кто-то что-то понял, позавидуем ему!
А в это время
Модели ИИ вовсю применяются в России в различных сферах: финансах, медицине, торговле, связи, а теперь еще и в кино. К чему это может привести при отсутствии законодательного регулирования, описал режиссер Сергей Урсуляк: «Искусственный интеллект в кино может быть хорошим подспорьем, только если его используют люди, обладающие интеллектом естественным. А это самая большая проблема».
