С этого момента Китай стал единоличным и полноправным представителем китайского народа в ООН. Ранее это место парадоксально занимали представители Гоминьдана, бежавшие на Тайвань после разгрома их сил на материке и создания Китайской Народной Республики в 1949 году. Пользуясь покровительством и поддержкой США, гоминьдановцы самовольно заняли территорию Тайваня, таким образом, возникла ситуация, связанная с отделением Тайваня от континентальной части Китая.
Однако Резолюция 2758 в политическом, юридическом и процедурном плане окончательно решила вопрос представительства единственного Китая, включая Тайвань, в ООН, полностью исключила возможность создания «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Как сказано в Резолюции, «восстановление законных прав Китайской Народной Республики является необходимым как для соблюдения Устава Организации Объединенных Наций, так и для дела, которому призвана служить Организация в соответствии с Уставом». Свыше 180 стран мира, включая США, установили дипломатические отношения с Китаем на основе принципа одного Китая. Со времени принятия Резолюции 2758 Генассамблеи ООН сама Организация и ее специализированные учреждения неизменно следуют принципу одного Китая в вопросе Тайваня, четко подтверждая несуверенный статус Тайваня, рассматривая его как провинцию Китая.
Нельзя не напомнить, что парадоксальная ситуация, когда горстка бежавших на Тайвань сторонников Чан Кайши решала от имени китайской нации мировые проблемы, сложилась из-за активной поддержки США и их союзников. Вашингтон отказался от этой политики лишь в 1971 году, в момент наихудших отношений Пекина и Москвы, дабы перетянуть Китай на свою сторону в холодной войне. Стоит также отметить, что СССР, несмотря на сложности в отношениях с КНР, всегда выступал за ее членство в ООН как одной из стран — основательниц этой организации.
Что касается США, то, официально соглашаясь с принципом одного Китая, они на практике проводят политику так называемой стратегической неопределенности, которая выражается в военной и политической поддержке правящей на Тайване Демократической прогрессивной партии, выступающей за независимость острова. Цель этой политики очевидна — использовать Тайвань для сдерживания Китая, препятствуя решению вопроса о воссоединении острова с материком.
Тут США на практике следуют колониальной политике, которую столетиями проводили в отношении Тайваня западные державы. Не будем вдаваться в глубокую историю, доказывая, что Тайвань издревле принадлежал Китаю, — это очевидно. Тайвань никогда не был независимым государством, не является таковым сейчас и не сможет им стать в будущем. Напомним лишь, что в очередной раз Тайвань был захвачен Японией в конце ХIХ века и возвращен лишь в 1945 году в результате Второй мировой войны и антияпонской войны сопротивления китайского народа на основе Каирской и Потсдамской деклараций.
.jpg)
Иероглифы в городе Сямэне, которые могут видеть жители Тайваня, гласят: «Одна страна, две системы, один Китай». Фото автора
А далее началась эра протектората США. Во время корейской войны Седьмой флот США зашел в Тайваньский пролив, а американский авиаотряд разместился на Тайване. В декабре 1954 года США подписали с тайваньскими властями так называемый Договор совместной обороны, поставив китайскую провинцию Тайвань фактически под контроль США. С тех пор тайваньский вопрос стал камнем преткновения в отношениях между КНР и США.
В конце 60-х — начале 70-х годов по мере изменения международной обстановки и наращивания мощи Китая США стали вносить коррективы в свою политику. После принятия Резолюции 2758 в 1972 году президент США Никсон посетил Китай. Обе стороны опубликовали в Шанхае Совместное коммюнике, в котором говорится: «Американская сторона заявляет: в США осознают, что все китайцы, проживающие по обеим сторонам Тайваньского пролива, считают, что существует только один Китай и что Тайвань — часть Китая. Правительство США не возражает против этой позиции».
В декабре 1978 года США приняли выдвинутые китайским правительством три принципа дипломатических отношений, а именно: «прервать дипломатические отношения с тайваньскими властями», «аннулировать «Договор совместной обороны» и «вывести войска из Тайваня». 1 января 1979 года КНР и США официально установили дипломатические отношения. В Совместном коммюнике об установлении дипломатических отношений между КНР и США говорится: «Соединенные Штаты Америки признают, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая. В этом контексте американский народ будет поддерживать с тайваньским народом культурные, торговые и другие неофициальные связи»; «правительство США признает позицию Китая о том, что существует лишь один Китай, а Тайвань — это неотъемлемая часть Китая».
Однако всего через три месяца после установления дипломатических отношений между КНР и США американский Конгресс принял так называемый Акт о взаимоотношениях с Тайванем. Он содержит в себе ряд положений, идущих вразрез с Совместным коммюнике об установлении дипломатических отношений между КНР и США и принципами международного права, что серьезно ущемляет права и интересы китайского народа. Согласно этому акту, правительство США продолжает продавать оружие Тайваню и вмешиваться во внутренние дела Китая, тем самым препятствуя воссоединению Тайваня с континентальной частью Китая и вмешиваясь во внутренние дела КНР.
Ежегодно на Тайвань отправляются делегации американских конгрессменов, не запрашивая при этом визу в Пекине. В 2024 году на встрече с представителями Минобороны КНР министр обороны США Остин заявил: «Я буду продолжать подчеркивать, что наша приверженность «Договору о взаимной обороне» (с Тайванем. — «Труд») непоколебима». То есть как США вооружали Тайвань и подталкивали его к провозглашению независимости, так и продолжают этим заниматься. Напомним: президент Байден как-то обмолвился, что США готовы всей своей мощью защищать «независимость Тайваня».
В случае объявления администрацией Тайваня независимости или вмешательства третьих сил в КНР вступит в силу специальный закон о безопасности, который предполагает в том числе применение силы в отношении острова. Пекин делает все, чтобы избежать такого развития событий, следуя курсу на мирное объединение и развивая с Тайванем экономические и гуманитарные отношения. В Вашингтоне это знают и используют для «сдерживания Китая». И ничто пока не говорит о том, что администрация Трампа поменяла свое отношение к тайваньскому вопросу. Лицемерно признавая принцип одного Китая, там не собираются способствовать фактическому возвращению Тайваня в лоно родины.
По этому поводу председатель КНР Си Цзиньпин сказал следующее: «Воссоединение родины — историческая необходимость, и соотечественники по обе стороны пролива должны работать рука об руку, чтобы разделить великую славу национального возрождения». Ход истории нельзя остановить.